Добрый взгляд лучистых глаз. Теплая улыбка с легкой грустинкой на открытом лице. Эта милая женщина родилась в Новомалыклинском районе. Здесь, в районе, прошло ее детство, выпавшее на трудные военные годы. Здесь она 54 года – долгих, светлых, насыщенных яркими событиями - прожила в браке с любимым мужем. Здесь выросли и сейчас живут их трое славных сыновей. А сама Фагимя Вагизовна Хайретдинова, жительница села Новая Малыкла, ветеран труда Российской Федерации, награжденная многочисленными грамотами, дипломами, памятными подарками за добросовестный и многолетний труд, 20 июля отметит очередной, 80-летний юбилей со дня рождения.
Фагимя Вагизовна Аглиуллова родилась 20 июля 1941 года в селе Эчкаюн. Отец там работал учителем. По словам матери, его призвали на фронт 26 августа. Три дня на Станции Якушка красноармейцы ждали отправки на фронт. А потом подали эшелон под погрузку и потянулись долгие дни ожидания вестей с фронта.
Нелегко вспоминать былое. Срывается от волнения голос, и в горле стоит ком:
- Мама оставляла меня на весь день со старшей сестрой, которой в ту пору было четыре с половиной годика, а сама уходила на работу, куда пошлют: в лес, в поле. Лепешку пшеничную замачивала, заворачивала в тряпочку и этим меня кормила сестра…
Пока шла война, семья переехала в село Тюгальбуга. Маленькое домишко, в котором даже не было нормальных полов. Там прыгали лягушки. Фагимя их очень боялась, и этот детский страх остался на всю жизнь.
Многие не вернулись с той жестокой и страшной войны. Их семье повезло - папа, гвардии капитан, Вагиз Минневалиевич Аглиуллов, пришел. Без ноги. Его портрет несколько лет висит на стене рядом с портретом свекра, так же участника войны – красноармейца Гирфана Хайретдиновича Хайретдинова с надписью «Бессмертный полк». Это история всей страны, история их семьи, которую знают здесь и чтут.
После возвращения отца в семье Аглиулловых родились еще детки. Из восьмерых выжили шестеро – два мальчика и четыре девочки. Старшая Надя, вторая – Фагимя.
Тяжело было в голодные послевоенные годы. Старшим приходилось выполнять посильную работу по дому, нянчить младших. Уснул малыш, и хочется бежать на улицу - играть с друзьями.
- Пусть спать всем девочкам приходилось на полу, все равно есть что вспомнить хорошее даже среди таких серых будней, - улыбается Фагимя Вагизовна.
Она пошла в школу и несколько классов закончила в Тюгальбуге, а потом отца перевели в Новую Малыклу, зам.директора МТС (машинно-тракторной станции) и семья переехала в районный центр.
- В те годы только в 4 классе вводили предмет «Русский язык». Все дети в классе русские, а я ни одного слова не знала по-русски, ведь общались мы до этого везде и всегда на родном татарском языке. Перевели меня тогда на один класс ниже, в третий класс. Я очень переживала. Отлично решала примеры, а слов не понимала, - вспоминает с горечью Фагимя Вагизовна.
Девчушка не отступила от сложной ситуации. Да, было несладко. Она настойчиво овладевала знаниями. Нелегко ей далось среднее образование. Она победила, иначе быть не могло!
Не раз отца, партработника, переводили на работу из одного населенного пункта в другой. Фагимя за десять лет обучения прошла в шести школах. Была и малокомплектная школа - один учитель и два ряда разные 2 и 3 классы в одном помещении. Из Тюгальбуги пешком несколько лет в Салаванскую школу с подружками ходила. В любую погоду уходила утром в 6 часов, когда занятия проводились в первую смену. Поздно вечером, затемно, возвращалась, когда училась во вторую смену. А поскольку одной из старших в семье была, то и по дому работы хватало.
Судьба подарила ей встречу с прекрасным учителем, классным руководителем Юрием Шаститко. После окончания средней школы Фагимя поступила на физико- математический факультет Мелекесского педагогического института. И русский язык знала на «четыре», чем удивила учителей. Жила в городе на частной квартире, где никаких условий, никаких удобств не было. По три месяца не могла быть дома – очень скучала по родным...
Тяжело заболел отец, надо было помогать маме растить младших братишек и сестренок. Фагимя перевелась на заочное обучение и устроилась в Среднесантимирскую школу учителем.
Дети очень любили ее. Три года учила класс, в котором, как сейчас помнит, было двадцать мальчиков и семь девочек. Насколько уважали и ценили учительницу, говорит тот факт, что один из юношей и одна из девушек впоследствии стали ее сватьями.
Три года ждала из армии парня. Дождалась. В 1965 году вышла замуж. Удивительно, но судьба ее мужа, Гумера Гирфановича, напоминала во многом жизненный путь ее отца.
Его тоже переводили с одной руководящей должности на другую (председатель колхоза, директор маслозавода, 2 секретарь райкома партии и другое), приходилось переезжать из одного населенного пункта района в другой. Как ниточка за иголочкой следовала за ним семья.
- Мы были как перелетные птицы, - шутит Фагимя Вагизовна.
За этими словами судьба удивительной женщины, которая в сложных условиях не только реализовала себя профессионально. В школе проработала 27 лет, два года – в комиссии по делам несовершеннолетних.
Говорят, что один переезд равен пожару. Сколько их было в жизни Фагими Вагизовны! Не счесть. Она неоднократно терпеливо устраивала быт на новом месте. Постоянно бережно поддерживала сыновей, понимая, что испытывала сама, когда в очередной раз приходилось вливаться в новый школьный коллектив. Окутывала заботой родных людей, дарила им тепло своей души, уважительно относилась к окружающим.
Она реализовала себя как лучшая мама на свете для сыновей, позже - как свекровь их чудесных жен и бабушка отменных внуков, а затем и прабабушка прекрасных правнуков.
Не случайно считается, что за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина. И это действительно так. Фагимя Вагизовна была мудрым советчиком в жизненных ситуациях для мужа, родных, их поддержкой. Нередко колхозники обращались к ней с просьбой оказать содействие в решении тех или иных вопросов с мужем – председателем колхоза. И она помогала.
Полностью выкладывалась на работе. Коллеги уважали, а ученики безгранично любили её и как человека, и как учителя. Фагимя Вагизовна доступно излагала материал, строго спрашивала, справедливо оценивала знания, при этом оставалась для детей старшим другом.
- Надо быть или хорошей учительницей и плохой хозяйкой, или хорошей хозяйкой, но плохой учительницей. А можно жить между двумя огнями. Я всю жизнь между двумя огнями жила – это весело, - призналась она.
Она все успевала, на все всегда находила время и никому никогда не жаловалась на судьбу.
Свои проблемы оставляла дома. Агитационно -массовая работа в то время на селе вся на учителях находилась. Фагимя Вагизовна была и пропагандистом, и политинформатором. Регулярно выпускала и вывешивала на молочно-товарных фермах «Боевые листки». Перед выборами по три раза по селу проходила – тщательно сверяла списки избирателей своего участка. Участвовала в художественной самодеятельности - выступала в пьесах. Сельчане доверяли ей свои интересы - не один созыв избирали депутатом сельского совета. Она помогала гасить семейные конфликты, вела прием избирателей.
- Конечно, нелегко было. Детских садиков тогда не было, декретных отпусков тоже. Когда родился старший сын, Рамиль, я взяла отпуск за свой счет, мы тогда жили в Среднем Сантимире на частной квартире. Нам хозяева помогали с детьми, - вспоминает Фагимя Вагизовна, - об асфальте только мечтали. Дороги были такие, что сапоги нередко засасывало грязью. Воду носили из колодца…
У мужа всегда работа была на первом месте. Став уже семейным человеком, он заочно закончил сначала техникум, а затем институт.
А Фагимя Вагизовна все годы семейной жизни была и теперь остается берегиней семейного очага.
Да, она часто носила домой на проверку кипы тетрадей. По хрустящему снегу стремительно обгоняла пешеходов, спеша на уроки под удивленные возгласы «Откуда она так торопится?»
В личном подворье, как и многие сельчане, семья держала не один десяток гусей и не одну корову. Огород - 30 соток. А еще варенье наварить, соленья закрутить…
- Фагимя Вагизовна, - удивился как-то при встрече старый знакомый их семьи, - Вы жена 2 секретаря Райкома партии, а такая простая!
- Меня не переделаешь, - отшутилась тогда она.
А в этом ответе вложены ее жизненные принципы. Никогда и никому Фагимя Вагизовна не могла отказать в помощи. Делилась последним. Всегда вежливая и тактичная, отличный слушатель и собеседник, человек щедрой души и любящего сердца.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - говорил один мудрец. В семье Хайретдиновых детей не воспитывали нотациями и нравоучениями. В этом доме жили счастье и любовь, уважение друг к другу вместе с заботой. Воспитание происходило незаметно. Весь процесс воспитания - желание помочь ближнему.
Погруженный в основной и общественно-полезный труд, работая без отпуска по несколько лет, глава семейства Гумер Гирфанович, случалось даже такое порой, затруднялся сказать, в каком классе учится сын.
А мать сыновей приучила к труду с малых лет. Они многое умеют делать. Три сына, словно три добрых молодца - Рамиль, Камиль, Эмиль. Все получили образование. Уважаемые люди. Живут сейчас рядом с мамой, в одном районе. Рамиль - глава КФХ, занимается пчеловодством. Камиль – глава администрации МО «Среднесантимирское сельское поселение». Эмиль тоже глава КФХ, занимается птицеводством, у него золотые руки – любую технику собрать-разобрать может.
- Я очень довольна сыновьями. Снохи у меня хорошие, как дочери, Фания, Алсу, Эльмира, - радуется Фагимя Вагизовна, - помогают мне всегда во всем. У нас пять внуков – Юлия, Лилия, Наиль, Альбина, Рафаэль. Три правнука – Сафина, Тимур, Мурат.
- Если у родителей нет дочерей, то сыновьям приходится учиться всем девчачьим обязанностям - пошутил один из сыновей, - я, например, с малого возраста мыл полы, умел стирать. Всё это жизненно и не помешает. То, что родители были руководителями, ничего не значит. Я в седьмом классе брал в колхозе участок мака и свёклы для прополки. Мак пололи 3 раза, получили деньги, проявилась жилка предпринимательства, - рассмеялся он, - купил пачку лотерейных билетов, выиграл радиоприемник. Конечно, стоимость его оказалась меньше, чем сумма, затраченная на билеты…
Потом он помощником тракториста работал несколько месяцев, помощником комбайнера. Студентом тоже подрабатывал. И любой труд считает сейчас уважаемым, благодаря родителей за то, что приучили к труду.
Это ничуть не мешало ему окончить Московскую академию Госслужбы при Президенте Российской Федерации. Туда сейчас попасть практически не возможно.
Несколько лет назад оборвалась жизнь Гумера Гирфановича. Жизнь продолжается. Сужается со временем и круг родных, знакомых. В этом светлом доме по-прежнему живут счастье и любовь, уважение друг к другу вместе с заботой. Это заложила и сохранила Фагимя Вагизовна.
Пусть судьба не баловала ее трудным детством, послевоенным отрочеством и юностью, но щедро одарила достойной семейной жизнью и серебряным возрастом.
- Самое главное в жизни, в первую очередь - здоровье, и чтоб у детей было всё хорошо, чтоб они родителей уважали. Остальное приложится, - считает Фагимя Вагизовна.
И ей, мудрой женщине, можно верить. Она точно знает, что это именно так, потому что все сказанное испытала на себе.
Ида Светлая