Жители села Александровка, супруги Раиса Ивановна Мочалкина и Петр Пантелеевич Туласов - ветераны труда, одногодки. Всю жизнь в колхозе на ферме проработали. Они даже день рождения в одном месяце – в мае - отмечают один за другим, с небольшим перерывом
За 42 совместно прожитых года понимают друг друга без слов, с полувзгляда. У этой семьи своя история создания – неповторимая, неподражаемая, настолько великолепная и восхитительная.
Далекой весной 1975 года две семьи соединились в одну. Раиса Ивановна вдовой осталась, когда ей и 30 лет еще не было. Долгих восемь лет жила одна с четырьмя детьми. Что и говорить – не сладко приходилось. Иван Пантелеевич в ту пору недавно овдовел – на руках шесть детей оказалось: старшей 17 лет было, а младшая дочурка Юля грудная, всего-то ей 6 месяцев от роду было. Сначала их дети подружились, а потом и взрослые.
Раиса Мочалкина приняла семью Туласовых. А село и весь район в одночасье затихли в ожидании и следили с напряжением: что же будет дальше? Осторожно, словно по тонкому льду, шли сердца этих людей друг к другу не один год.
- В первый же день его дети мамой назвали меня, мои его – папой, и стали они нашими детьми. А я боялась, - призналась мне негромко эта удивительная женщина, - опасалась, вдруг не уживемся? А мы, считай, полвека прожили, не жизнь у нас, а сказка, - и рассмеялась по-девичьи звонко.
Они расписались, когда вместе пожили семь лет. Фамилию она не поменяла.
- Дети говорили мне: «Как уж, мам, оставишь нас», - пояснила Раиса Ивановна свое решение.
Позже обвенчались. Воспитали всех детей достойными и уважаемыми людьми. Ничего чужого дети не брали. Никуда, никогда не жаловались, помощи не просили. Все вопросы решали в семье. Дети слушались и помогали во всем. Брали пай кормовой, а позже сахарной свеклы, пай мака. Пололи, прореживали, убирали. Длинные ряды, казалось, уходили за горизонт. По две коровы в своем хозяйстве держали, свиней три-четыре головы, огород немаленький. И не сетовали на судьбу.
В городе учились дети, их друзья часто приезжали в гости - всем и всегда хватало места и душевного тепла в родительском доме.
Остались в ее памяти, как занозы, эпизоды недопонимания некоторых людей.
- С дочкой маленькой в больнице лежали мы, - вспоминает Раиса Ивановна, - я не дала укол ей делать в головку. Врач мне говорит: «Все разрешают, а ты неродная мать и не даешь!» Расплакалась я и ответила: «Если что случится с ребенком, меня ведь еще хуже винить будут!».
А хорошего в их жизни все равно было больше!
Дети выросли. Окончили учебные заведения, получили профессии. Есть швея, плотник, товаровед, сотрудник милиции, шофер - все женаты, семьями живут, у всех квартиры. При этом четыре семьи детей в Ульяновске проживают, две - в родном селе Александровка остались, три – в Станции Якушка, одна - в Пензенской области. Радуют супругов двадцать внуков, девять правнуков.
Раиса Ивановна, как и Петр Пантелеевич, в последние годы скотником трудилась в колхозе, а до этого дояркой была..
- Юля грудная была, а питания ведь детского не было тогда, - вспоминает мама, - я в пять утра уходила на ферму, детей будила рано, они плакали. А Юля бойкая была, возьмет чекушку с молоком и выкинет на пол, сама плачет…
Раиса Ивановна без отца в три года осталась - отец ушел на фронт и не вернулся. А сама с мужем четыре солдата в армию проводили, четырех солдат встретили.
- Господь дал мне здоровья, - считает она,- сейчас не жизнь у нас, а сказка! Дети все навещают нас и почитают, помогают – стирают, убирают. Так и живем. Здоровье, правда, немного подводит иногда.
У нее давление повышенное, сахарный диабет, у него ноги болят. А сердце мужчины все–таки всегда радуется - золотую женщину в своей деревне тогда нашел. Все село, весь район удивлялся этому!
Семья - не чудо, это неустанный труд двух людей. И, в первую очередь, – мудрость женщины, хранительницы очага. Не случайно бытует мудрость горского народа «Согласье в доме - жена умна, несчастье в доме - ее вина». Женщине такой за безграничную любовь к детям, уважение к мужчине, сердечная признательность и низкий земной поклон.
Зинаида ЛЕОНТЬЕВА