Житель села Старая Тюгальбуга Гайфула Хуснулович Калимулин - человек удивительной и интересной судьбы, обладатель особенных жизненных принципов. Он – пенсионер, депутат МО «Новочеремшанское сельское поселение».
А еще более пяти лет назад - с 2010-11 годов он занимается благоустройством кладбищ. Под его руководством в порядок приведены три кладбища - в селах Верхняя Тюгальбуга, Старая Тюгальбуга - курайское, чишмэ и два места мечети.
У Гайфулы Хуснуловича есть брат-близнец Нетфула Хуснулович. Они родились в декабре сурового военного 1941 года в селе Верхняя Тюгальбуга. Отец был на фронте. В семье – пятеро детей.
- Я благодарен матери. Она больная была, жаль, что рано ушла из жизни, ей всего 51 год был. Мать все время говорила «Эх, улым, внимания отцовского не видели… «Отец» сказать некому». Жить бы маме да жить, радоваться нам. Всю нужду она видела. Сестра одна не родная - она осталась 2-месячной, когда у нее мама умерла. Отец женился на нашей маме, и мама взяла ребенка к себе. Мы не знали, что она чужая – нас всех пятерых одинаково любила мама, всех в люди вывела. «Чужого никогда не трогай» – учила мать. На всю жизнь запомнил ее слова. Я и своим детям так говорил: «Если нравится тебе что-то, что у кого-то есть - попроси. В лоб не ударят. Если лишнее у них – дадут, нет – не дадут. Я и внуку говорю – не трогай чужого! До хорошего это не доведет».
Село было большое, и располагался там колхоз-миллионер «КИМ» - Коммунистический Интернационал Молодежи. Были овцы, коровы, пчелы, куры, свиньи… даже арбузы выращивали.
- Мне тогда было лет пять-шесть, - вспоминает Гайфула Хуснулович, - солому из старой конюшни возили, брикеты делали из нее и на них мама хлеб пекла. Стебли подсолнечника для топки привозили. Овец доили, пасли ягнят. Детский сад рядом был для нас бедных, кормили там. Учились в первом классе, утром рано вставали. Братья частную скотину пасли. По росе босиком им помогать бегали. Они кусок хлеба дадут, мы рады этому. Потом в школу идем, а после уроков снова табун пасти. С 10 -12 лет бригадир звал на работу, зерно из-под комбайна с поля возили. Так и росли.
Сельчане жили дружно. Зимой днем возили бревна, летом рубили сруб ночами, а днем на работу уходили. Так сообща строили дома.
Гайфула Хуснулович окончил 7 классов. В Надеждинском СПТУ учился на тракториста. Из села Старая Тюгальбуга ходило на занятия их пять–шесть человек. В 1965 году ушел служить в ряды Советской армии, попал в войска связи. Вернулся в родное село. Дали новый трактор Т-74. Напарник был отличный, старше него, всем премудростям профессии научил. «Если технику любишь, она тебя любит и кормит», - сказал он. Жизнь подтвердила эту истину.
В первый год работы на тракторе Гайфула Хуснулович первое место по социалистическому соревнованию, по экономии горючего и запчастей занял. Перерасчет в конце года сделали, премию выдали 50 рублей – по тем временам это была очень и очень большая сумма. Наградили медалью 100 -летия со дня рождения В.И.Ленина.
Закончил курсы животноводства, работал около 10 лет начальником молочно-товарной фермы, три-четыре года трудился помощником бригадира по заработной плате, несколько лет – слесарем водопроводчиком. В народе называли «водянщиком». Уважали сельчане его за серьезное, добросовестное отношение к работе.
Гайфула Хуснулович награжден дипломом главы Новочеремшанского сельского поселения, грамотой главы администрации МО «Новомалыклинский район». Есть и другие поощрения.
А «КИМ» распался в 1954 году – его присоединили к селу Старая Тюгальбуга. Работники сначала ежедневно ходили за четыре километра в Старую Тюгальбугу. Люди устали. Кто переехал в город, кто - в другие области, кто - в Старую Тюгальбугу. Было такое село – Верхняя Тюгальбуга, а осталось только кладбище. Оно было ограждено штакетником, но однажды ограждение сгорело и по территории стала бродить безнадзорная скотина . ..
- На кладбище у меня мама похоронена, бабушка, дедушка, - говорит Гайфула Хуснулович, - больно было на это смотреть. Больно стало за прошлое.
Он долго думал.
- Все кладбища тогда были неухожены, - посетовал Гайфула Хуснулович, - в домиках, где инструменты хранятся, окон нет - ни рамы, ни стекла. Попросил жителей - дали. Вставил. Ходить надо, просить, писать - тогда все будет. Ребенок не плачет, мать не разумеет - говорят в народе.
Эту нелегкую и ответственную ношу Гайфула Хуснулович принял на себя. Посоветовался с администратором села Рамисом Аюповым и решился обратиться к народу, к потомкам тех, кто похоронен на кладбище села Верхняя Тюгальбуга.
И люди откликнулись. Помогли. Из Самары, Ульяновска, Димитровграда приезжали сами, принимали личное участие в субботниках. Те, кто живет далеко, передавали денежные средства.
«Садака» – это ведь милостыня, кто сколько может дать, у людей разные возможности. Кто-то 12 тыс. рублей перевел, кто 500 рублей принес.
Гайфула Хуснулович неоднократно приходил к Рамису Аюпову. Всегда в его лице находил понимание и поддержку. Вместе с ним обратились в одну организацию – узнав, на какие цели, там выделили списанные электрические столбы. Сельчане на своем транспорте возили их в село. Снимали изоляторы, скобы и провода - как и обещали, вернули их в организацию, а пасынки пустили на ограждение.
- Один предприниматель не захотел денег наличными дать, попросил счет какой- нибудь,- вспоминают с улыбками Рамис Аюпов и Гайфула Калимулин, - у нас с собой был только счет на ограждение, оставили ему. Подумали, часть какую-нибудь оплатит, а нам на другой день позвонили из города и попросили ограду забрать. Оказалось, предприниматель всю сумму, более 100 тысяч оплатил, а нам сказал «если что надо – обращайтесь»…
Вырубали деревья, убирали траву. Ямы копали буром, установили столбы, ограду, покрасили. Территория кладбища немаленькая - около 400 метров.
- Помню еще пацаном, в мечети был подвал. Яма там осталась, рядом - дерево. Кустами заросло и бурьяном. Установил это место, вырубили кусты, заросли травы – все сожгли. Наиль Шамсутдинов сварщиком был, Рамис Аюпов и сын Руслан, Вазых Нургалиев, Зямиль Мингалеев и другие помогали весь мусор очистить, - вспоминает Гайфула Хуснулович.
Здесь установили ограду, покрасили зеленой краской (цвет жизни) по всему периметру, калитку - голубой, другой узор - бронзовым. В середине посадили цветы многолетние, а рядом установили вывеску «Верхнетюгальбугинское место мечети». Ее заказывали в г.Димитровграде, текст согласовали с Хазратом. Установили Манара мечети с полумесяцем.
- Мне хочется поблагодарить все наше районное начальство - помогли нам советом, к кому и как обратиться, - говорит Гайфула Хуснулович.
- У нас в селе мечеть благодаря Мансуру Бакусеву строилась. Он тогда председателем колхоза был. Народ помог. Уже больше 25 лет прошло с тех пор. И сейчас тоже помог народ.
Гайфула Хуснулович занимается краеведением.
- Хожу к бабаям, - делится он, - беседую, их воспоминания записываю в тетрадь, а потом отношу записи к учительнице Альфие Ибраевой. Она умница, все материалы эти собирает для потомков. Один в прошлом главным агрономом в колхозе долго работал, попросил, чтоб он написал, что и как было в то время.
Оптимистично Гайфула Хуснулович смотрит на все возникающие проблемы, успешно решает их. Смело принимает ответственность на себя.
- Если есть желание, все можно построить. Люди в космос летают, мы не хуже них, - уверен он и этой непоколебимой правотой заражает всех окружающих людей.
- Планы на будущее? - переспросил меня Гайфула Хуснулович, - пока жив, буду поддерживать порядок на кладбищах. Алла теласа (если Бог) здоровья даст, на Чишме там, в одном углу есть домик для инструментов, в другом углу хочу такой же поставить, чтобы инвентарь далеко не таскать. Материал уже найден. К Курайскому кладбищу надо проложить дорогу, не асфальт, а с щебеночным покрытием. Мы уже начали работы. Если жив буду, доделаем дорогу, чтоб люди не в сапогах ходили!
- Все сельчане мне говорят: Дай Вам Бог долго жить, - смеется Гайфула Хуснулович, - я считаю, надо находить для всего время. Ведь не лекарство лечит в больнице пациентов, лечит уважение врача.
Память людей отлично устроена. Она удаляет плохое и сохраняет хорошее до мельчайших деталей, осветляет и расцвечивает плохие воспоминания, чтобы спасти человека от самого себя. Это лучший подарок судьбы.
Несчастливые люди быстро старятся. А у Гайфулы Хуснуловича заразительный смех, ясный взгляд и легкая, стремительная походка. Так что до старости далеко. А что возраст? Для кого-то цифра в паспорте, а для кого-то - состояние души.
Зинаида ЛЕОНТЬЕВА