В ухоженном дворике уютного домика радушно встретил седой, как лунь, дедушка с ясным взглядом умных глаз, с такой же белой бородой и усами. Вышла хозяюшка ему под стать – жизнерадостная, оптимистичная и подвижная
Марии Яковлевне - 82-й год, а Петру Николаевичу – 84-й. Супруги Жарковы - жители села Александровка.
- Все время парой живем, - сказала Мария Яковлевна и в этих бесхитростных словах отразились их нелегкие судьбы, неразрывно связанные с судьбой села, района, с судьбой области и страны.
Война жестоко оборвала ее детство – в 15 лет пошла трудиться на ферму, приняла группу телят.
– На работу идти мама калоши мне шахтерские давала, – вспоминает Мария Яковлевна, - они были большими и завязывались.
Когда свинаркой стала работать, сапоги резиновые получила: в них очень ноги мерзли зимой, пока сходишь - фураж получишь. В овчарне работала сатманщицей – выхаживала маленьких ягнят, которых матери отказывались кормить.
- Сейчас правнучка в 5-6 лет на компьютере играет, - радуется женщина, - а мы тогда что? Учиться не было возможности - окончили кое - как кто три, кто четыре класса. Пока тепло - ходили в школу, а зимой одеть-то нечего было. Так и недоучились, так вот и жили.
- Мы носили лапти. В них в лес ходили веточный корм готовить. Кроме лаптей обуть тогда нечего было, - говорит Мария Яковлевна, - их ведь тоже купить надо было еще, не все могли плести. Мама, бывало, соберет последние яйца, масло, продаст и что-нибудь на эти деньги достанет. Я уже взрослой стала, когда мне впервые красивую косынку купили.
Вышла замуж Мария Яковлевна, с утра до позднего вечера на работе пропадала. В доме – трое ребяток, три сына – Сергей, Коля, Борис. Огород большой, скотины полный двор. Со свекровью тогда жили – она помогала.
- Как всё успевали? - не удержалась я.
- Знаешь, как успевали, - пояснил со смехом Петр Николаевич, - солому вечером привезли, свет во дворе зажгли и ночью складывали.
Так вот работали.
- Борис родился, маленький, еще не ходил, мы со свекровью огород пололи, - продолжает вспоминать женщина, - посадили его в межу, Игрушек ведь не было тогда, дали что-то, а сами работаем. Он упадет, плачет, опять посадим - жалко его, а куда деваться…
В колхозе работали на трудодни. Декретного отпуска у матерей не было. Два месяца давали после родов, а потом два месяца работать на склад посылали – это был легкий труд.
- В обед приходила домой ребенка кормить, - говорит Мария Яковлевна, - солому скирдовали, так бабы, у которых дети большие, лягут отдыхать, а мы домой бегом – детей покормим, а потом опять на работу...
У Петра Николаевича своя судьба, также тесно связана с селом, с колхозом. С 12 лет он трудился прицепщиком, пахал, сеял, выращивал в поле мак.
- Тройка лошадей и мы вдвоем, с другом Гришкой, работали - говорит мой собеседник, - лошади устанут, голодные, лягут в борозду, и мы с Гришкой около них, бывало, ложимся – такие же уставшие и голодные.
Зимой Петр Николаевич силос отпускал, а в другое время заправщиком работал. В последние годы завхозом был. Люди уважали его - избрали председателем ревизионной комиссии.
- Мало хорошего видели, но еще живем пока, - смеется Мария Яковлевна, - мы работали, трудились, нас награждали.
В 1973 году за успехи, достигнутые во Всесоюзном Социалистическом соревновании и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств, увеличении производства продажи государству зерна и других продуктов земледелия, колхозница колхоза «Красный Октябрь» Жаркова Мария Яковлевна награждена медалью «За трудовое отличие». В 1976 году Указом ПВС СССР свинарка колхоза «Красный Октябрь» Мария Яковлевна Жаркова награждена Орденом трудовой Славы III степени. А уж грамот и ценных подарков за добросовестный труд не сосчитать.
- У нас все есть – нам ничего не нужно. Как Бог велит, так и живем, - уверены Жарковы, - пусть молодежь наша будет здоровой, работает - не ленится, наслаждается жизнью. Пусть их не забывают дети. К нам часто сыновья приезжают, снохи во всем помогают, внуки, радуют правнуки.
Несмотря на тяготы жизни, они в сердцах сохранили свет и душевное тепло, радость пережитого, делятся мудростью с родными, дарят им удивительное спокойствие. Их семейный союз – пример для подражания молодому поколению.
Недавно завклубом приходила, фото попросила для стенда.
«Надо, значит надо», - мудро рассудила Мария Яковлевна и выбрала цветную фотографию – самую красивую.
Зинаида ЛЕОНТЬЕВА