Владимир Путин и Президент Республики Экваториальная Гвинея Теодоро Обианг Нгема Мбасого приняли участие в пленарном заседании Международного форума «Российская энергетическая неделя».

В этом году РЭН проходит в седьмой раз, в форуме участвуют свыше четырёх тысяч человек из более чем 50 стран мира. Главная тема – «Энергетическое сотрудничество в многополярном мире».

* * *

В.Путин: Уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья! Коллеги!Я очень рад всех вас приветствовать в Москве на седьмом форуме «Российская энергетическая неделя».

Это мероприятие прочно вошло в деловой график глобальной энергетики, вновь объединило на своей площадке руководителей ведущих отраслевых компаний и организаций, представителей органов власти, признанных специалистов, экспертов, журналистов.

В этом году свыше четырёх тысяч участников из более чем пятидесяти стран собрались вместе, чтобы обсудить важнейшие вопросы энергетической повестки, те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются и производители, и потребители энергоресурсов во всех частях света.

И конечно, нынешний форум – это отличная возможность для того, чтобы завязать новые контакты, договориться о сотрудничестве и обменяться мнениями о долгосрочных перспективах топливно-энергетического комплекса.

Очевидно, что современная энергетика является одной из ключевых отраслей, настоящим фундаментом мирового развития. Когда она работает спокойно, по прозрачным и понятным правилам, когда осваиваются месторождения и перерабатываются ресурсы, а поставки на рынок ведутся бесперебойно – всё это создаёт прочную основу для роста экономики, социальной сферы, для повышения благополучия граждан.

К сожалению, эта прописная истина всё меньше принимается в расчёт теми, кто взял на вооружение механизмы незаконных санкций и полагает, что сможет применить их с выгодой для себя и в сфере энергетики.

О чём идёт речь? Исторически сложилось так, что именно в руках Запада оказались сосредоточены основные элементы обеспечивающей инфраструктуры глобального энергетического рынка. Имею в виду инновационные решения по добыче сырья, логистику, страхование поставок ресурсов, а также систему платежей за эти операции – словом, то, что наравне с технологиями формирует своего рода платформу мировой энергетики.

Западные элиты полагали, что могут перекрыть доступ к этим услугам тем странам, которые неугодны им в политическом плане, таким образом, выставить их якобы на обочину прогресса, а на самом деле просто выдавить с рынка. Я думаю, что многие согласятся со мной в том, что все эти инструменты используются прежде всего как инструменты недобросовестной конкуренции.

Мотив очевиден: Запад не хочет конкуренции, потому что не справляется с ней, проигрывает часто в условиях честной борьбы – и прибегает к дискриминации, подавая её под маской мнимой евроатлантической солидарности, борьбы за права человека и так далее. Предлогов много.

Но что происходит в итоге? Закрывая доступ к своей платформе, Запад лишь подстегнул развитие альтернативных решений, альтернативной логистики, страховки, систем международных расчётов и технологических новаций. Конечно, это всё непростой процесс, это даётся тем, кто занимается этим процессом, непросто, но этот процесс идёт, идёт неуклонно.

Подчеркну: уже сегодня эти решения в основном независимы от постороннего влияния. А с учётом того, что они постепенно выстраиваются на качественно новой технологической основе, то с каждым днём становятся более эффективными и более, что очень важно, распространёнными – в первую очередь в странах, которые набирают обороты, демонстрируют высокие темпы экономического развития.

Уже не раз говорил: современный мир вошёл в эпоху коренных, необратимых изменений. Формируется многополярная модель развития, которая запускает новую волну глобального роста на весь XXI век. И этот рост будет сосредоточен не в Европе и не в Северной Америке. Конечно, фундаментальные основы европейской экономики, американской, они очень серьёзные, мощные, и они, конечно, функционируют и будут функционировать, тормозной путь будет долгим. Но всё-таки рост основной сосредоточится не в Европе и не в Северной Америке, которые постепенно утрачивают свои позиции в мировой экономике, а в странах БРИКС и тех государствах, которые хотят присоединиться к нашему объединению, видят перспективу в равноправном взаимодействии с учётом национальных интересов.

Уже говорил, но в этой аудитории повторю еще раз, это объективные данные, международное данные. В 1992 году доля «большой семёрки» в мировом ВВП составляла 45 процентов, а БРИКС – только 22. По итогам 2023 года доля G7 снизилась до 30 процентов, а БРИКС – выросла до 36. И темп увеличивается, разрыв увеличивается.

Сразу отмечу: по оценке международных экспертов, в некоторых странах БРИКС, включая Китайскую Народную Республику, Российскую Федерацию, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, экономическая динамика будет позитивной, но относительно умеренной (повторяю, это данные экспертов, в том числе и международных экспертов), тогда как лидерами по темпам роста – хочу это подчеркнуть, именно по темпам, – станут государства так называемого глобального Юга, где пока ещё невысокий ВВП на душу населения, достаточно низкий показатель урбанизации и при этом высокая рождаемость. Это, прежде всего, страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африка, включая, кстати, и Экваториальную Гвинею, Президент которой, уважаемый господин Теодоро Обианг [Нгема Мбасого], участвует в нашей пленарной сессии. Прошу его поприветствовать. (Аплодисменты.)

Повторю: БРИКС – а Россия председательствует в этой организации в текущем году – видит свою задачу в сложении экономических потенциалов, создании пространства возможностей для всех, кто заинтересован в гармоничном, взаимовыгодном сотрудничестве. Подчеркну: именно взаимовыгодном, то есть в общих интересах наших стран и народов.

Для государств, которые уже являются или станут перспективными центрами роста, мы намерены формировать эффективную и свободную от негативного вмешательства извне платформу развития, включая ресурсную, технологическую, кадровую, финансовую, торговую и инвестиционную. В том числе речь идёт об энергетике, которая, как уже сказал, определяющим образом влияет на состояние экономики и социальной сферы.

Россия, несмотря на объективные трудности – они всем хорошо известны, трудности на самом деле есть у всех, у нас свои, немаленькие трудности, тем не менее Россия остаётся одним из ведущих участников энергетического рынка в мире. За последние два с половиной года отечественные компании смогли переключить поставки нефти, нефтепродуктов, угля. Например, если раньше доля Азиатско-Тихоокеанского региона в нашем энергетическом экспорте составляла примерно 39 процентов, то по итогам прошлого года она выросла в полтора раза и превысила уже 60 процентов.

В целом на долю дружественных стран приходится свыше 90 процентов энергетического экспорта России. При этом его физический объём, за исключением природного газа (тоже для специалистов понятно, почему), практически сохранился на уровне 2021 года.

Россия расширяет географию и масштабы энергосотрудничества. Строятся новые маршруты на динамично растущие, ёмкие рынки, включая страны Евразэс, СНГ, юга Евразии. Увеличиваются поставки по газопроводу «Сила Сибири». Продолжает расти экспорт сжиженного природного газа.

Так, СПГ из российской Арктики стал одним из якорных, основных грузов Северного морского пути. Мы обязательно продолжим развивать собственные сервисы и технологии в сфере СПГ, создавать центры по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, будем обеспечивать проекты газовозами и, конечно, наращивать мощности наших арктических и восточных морских портов, укреплять связь, инфраструктуру Севморпути.

Мои российские коллеги знают, о чем я говорю, проблем им создают много. Конечно, это отчасти сдерживает реализацию наших планов, но они безусловно будут реализованы.

Мы в целом расширяем международные транспортные коридоры. К 2030 году объём перевозок по этим коридорам должен вырасти не менее чем в полтора раза по сравнению с 2021 годом.

В том числе развиваем Восточный полигон железных дорог. Если в текущем году пропускная способность Байкало-Амурской магистрали и Транссиба составила 180 миллионов тонн, то через 10 лет она увеличится до 270 миллионов тонн, что позволит перевозить большие объёмы топливно-энергетических товаров и продуктов их переработки из наших сибирских регионов на рынки глобального Юга.

Отдельный вопрос касается финансовой инфраструктуры, а именно платежей за российский экспорт. Здесь есть, безусловно, свои сложности. Чтобы решить эту проблему, мы переходим на сделки в национальных валютах, и наши партнеры в этом в высшей степени заинтересованы. Здесь тоже много проблем, мы прекрасно это понимаем, но мы их преодолеваем, эти проблемы, постепенно. Так, доля рубля в наших внешнеторговых операциях уже приближается к сорока процентам. С 2021 по 2023 годы доля рубля в расчётах за экспорт выросла почти в три раза, до 39 процентов, а в первом полугодии текущего года показатель составил уже 39,4 процента.

Вместе с тем, в рамках сотрудничества со странами БРИКС мы работаем над созданием собственного платёжно-расчётного контура, что создаст условия для эффективного и независимого обслуживания всей внешней торговли.

Добавлю, что поставки энергоресурсов из России позволяют дружественным странам сдержать рост импортных цен, обеспечивать свою энергетическую безопасность и экономическую устойчивость, позволяют им более успешно конкурировать на мировом рынке.

При этом мы нацелены идти дальше, не ограничивать взаимодействие только продажей ресурсов. Россия готова укреплять технологический суверенитет своих партнёров в энергетике, формируя полноценные научные и производственные цепочки. Именно так развивается сотрудничество в области мирного атома, когда станции «Росатома» строятся за рубежом одновременно с подготовкой местных кадров, с обучением инженеров, рабочих, управленцев для новых объектов. По сути, мы не просто строим станцию, как говорят в «Росатоме», мы создаём для наших партнёров отрасль, новую отрасль энергетики и экономики.

Такое сочетание интеллектуального и ресурсного потенциала разных стран, выход на новые рубежи международного сотрудничества, уверен, откроет дополнительные возможности для нашей научно-исследовательской школы, для развития машиностроения, сферы услуг и конечно, всей российской энергетики.

Уважаемые коллеги! По итогам прошлого года объём энергопотребления в России опять обновил рекорд, который превышает показатели советского периода. Вы прекрасно понимаете, что если растет энергопотребление – это самый верный признак роста экономики.

При этом наша энергосистема – одна из крупнейших в мире, не только отвечает растущему спросу со стороны бизнеса, экономики, социальной сферы, но и качественно меняет свой облик. За последние полтора десятка лет установленная мощность российской электроэнергетики увеличилась на 18 процентов, а сами станции прошли глубокую модернизацию, стали более современными, эффективными, бережными по отношению к окружающей среде.

Так, именно на долю природного газа, экологичного, эффективного углеводорода, приходится 48 процентов энергобаланса нашей страны, а вместе с атомной и гидроэнергетикой, которые имеют минимальный углеродный след, эта доля превышает 85 процентов.

То есть наш энергобаланс – один из самых «зелёных» в мире, это совершенно очевидный факт. И в отличие от некоторых западных стран, которые используют климатическую повестку для продвижения своих по сути неоколониальных интересов, мы на практике воплощаем справедливый, упорядоченный энергопереход, который учитывает наши природные условия, наше социально-экономическое развитие городов, территории всей страны и структуру топливно-энергетического баланса.

Такой подход будем реализовывать и дальше. Продолжим обновлять и укреплять нашу энергосистему, которая вошла в период перевооружения и освоения новых технологических решений.

В том числе, у нас формируется основательный научный и практический задел по таким перспективным направлениям как возобновляемые источники энергии, малые атомные электростанции, термоядерный синтез, а также водородная генерация и выпуск автомобильного транспорта, водного, железнодорожного транспорта на этом виде топлива.

Да, исследования и технологии здесь находятся на разных стадиях внедрения. Но повторю еще раз: уже сейчас важно видеть эту перспективу и верстать планы на будущее.

Как вы знаете, Правительству поручено продлить горизонт планирования энергетической стратегии России до середины текущего столетия. Эта стратегия представляет собой большой, комплексный план по наращиванию энергомощностей в масштабах всей страны. Это всё проекты длительного цикла: мы должны смотреть вперед, и мы делаем это.

Эта работа будет опираться на крупные, системно значимые проекты с длительными сроками капиталовложений, включая, как уже сказал, освоение новых технологий, разработку месторождений, строительство обеспечивающей инфраструктуры, электростанций и линий электропередачи.

Напоминаю своим коллегам из Правительства: уже в ближайшие месяцы необходимо подготовить обновлённую Энергетическую стратегию и затем шаг за шагом её реализовывать, работать по приоритетам долгосрочного развития отечественного ТЭКа. Сейчас, насколько я знаю, идет согласование параметров в Правительстве между ведомствами.

Об этих приоритетах подробно говорил уже год назад, в рамках предыдущей «энергонедели». Напомню, главный из них – это обеспечение внутреннего рынка, стабильное снабжение наших регионов, городов, предприятий доступной, дешевой энергией. И особо подчеркну: все национальные цели развития, установленные на 2030 год, также должны быть обеспечены со стороны ТЭКа.

По оценке, до конца текущего десятилетия энергопотребление в России будет расти в среднем на два процента [в год]. Это примерно такой же показатель, как в целом в мире. В наших планах на этот период – ввести около 27 гигаватт мощностей новой генерации, включая тепловые, гидро- и атомные электростанции.

Мы усилим связи между энергосистемами Урала, Сибири, востока страны. При этом снабжению Дальнего Востока будет уделено особое внимание. Потребление электроэнергии в этом регионе растёт опережающими темпами, выше общероссийских. А по мере дальнейшего развития производств, строительства жилья, инфраструктуры, социальных объектов оно, конечно же, продолжит увеличиваться. И наша энергетика также должна ответить на этот спрос, в том числе с помощью современной угольной генерации, с низкой экологической нагрузкой.

Уже поручил составить долгосрочную программу развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа. Она будет рассчитана, как и Энергетическая стратегия всей страны, на период до 2050 года. Прошу Правительство ускорить утверждение этого документа.

 

Читайте также в рубрике "Страна":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

7 2

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России