Владимир Путин в формате видеоконференции провёл совещание о ходе реализации программы капитального ремонта школ.
Федеральная программа капитального ремонта школ реализуется по поручению Президента. В 2022–2026 годах в федеральном бюджете на её реализацию предусмотрено свыше 315 миллиардов рублей. В российских регионах уже отремонтировано 4466 школьных зданий, до конца 2026 года планируется провести капитальный ремонт более 7300 зданий.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Прежде всего хотел бы поприветствовать учителей, педагогов из разных регионов нашей страны, которые участвуют сегодня в нашей работе. Вместе с вами обсудим и уже достигнутые результаты, и перспективные планы по капитальному ремонту школ.
Этот проект – часть комплексной работы по формированию современных условий обучения и воспитания нашего подрастающего поколения. В 2019 году мы начали программу строительства новых школ, а с 2022 года приступили к обновлению зданий образовательных учреждений.
История многих из них насчитывает десятилетия. Это школы с прочными традициями, сильными коллективами, и теперь они получают возможность работать, преподавать уже на качественно новом уровне.
За два года вместе с субъектами Федерации мы привели в порядок уже более четырёх тысяч школьных зданий. Это означает, что не менее миллиона восьмисот тысяч детей стали учиться в современных, комфортных условиях. Причём особое внимание уделяем развитию материально-технической базы образования в сельской местности – это безусловный приоритет программы, значимый фактор обеспечения справедливости и равенства возможностей для молодёжи.
Главное в такой работе, конечно же, не просто количество отремонтированных квадратных метров, а создание принципиально новых условий, в которых детям было бы удобно и интересно учиться. Поэтому в ходе капитального ремонта нужно не только обновить инженерные системы, фасады зданий, покрасить стены и пол, хотя и это важно, – это, что называется, базовые вещи. Но повторю: задачи, которые мы решаем в рамках данной программы, гораздо шире. Речь о том, чтобы создать именно современное школьное пространство для юных граждан нашей страны во всех регионах, в городах и на селе.
На какие направления считаю необходимым обратить особое внимание.
Прежде всего это формирование современной образовательной среды, которая помогает и мотивирует идти вперёд, стремиться к новым знаниям. Уже давал поручение при проведении капитального ремонта дополнительно оснащать кабинеты физики, химии, биологии, информатики. Причём оборудование должно быть преимущественно отечественного производства и востребовано в образовательном процессе.
Также прошу в кратчайшие сроки завершить работу по обеспечению школ не просто интернетом, а именно высокоскоростным доступом во Всемирную сеть, что позволяет поддерживать современные программы и цифровые продукты.
Следует также создать необходимую базу для таких предметов, как «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд», которые с предстоящего учебного года будут преподаваться по новым программам.
И, безусловно, нам нужны учителя, способные работать в новой образовательной среде, в таких технологически насыщенных условиях. Преподавать качественно, основательно должен подходить к этой работе. Поэтому наряду с приведением в порядок наших школ будем заниматься повышением квалификации педагогов, – о чём, собственно, сами педагоги и просят, – в том числе молодых специалистов.
Здесь будем использовать потенциал не только профильных вузов, но и наших классических университетов. Уже с первого курса предстоит увеличить как предметную, так и практическую составляющую обучения, чтобы будущие учителя могли преподавать свой предмет с опорой на новые технологии, помочь своим ученикам начать уверенный путь в науке, в IT, в генетике и медицине, поддержать школьников в выборе инженерных и рабочих профессий.
Одновременно нужно продумать дополнительные стимулы, мотивацию, чтобы сегодняшние выпускники педагогических вузов, университетов приходили работать именно в школу, видели для себя перспективы для профессионального, карьерного роста. Прошу Правительство, регионы Федерации предложить конкретные решения по привлечению в школы молодых педагогов.
Уважаемые коллеги!
Мы последовательно укрепляем воспитательную составляющую образования. И чтобы такая работа была не формальной, а по-настоящему интересной, увлекательной, нам нужно в том числе формировать в школах и воспитательные пространства, предусматривать такие возможности в том числе в ходе капитального ремонта школ.
В целом ряде школ при непосредственном участии детей, родителей, учителей уже организуются выставки, посвящённые истории родного края, ратным и трудовым подвигам нашего народа, открываются центры детских инициатив и первичные отделения Всероссийского движения детей и молодёжи.
Школьные годы, – мы все это хорошо знаем, – это время, когда можно действительно попробовать себя в самых разных областях: в науке, техническом творчестве, искусстве. Поэтому в рамках капитального ремонта нужно также обновлять актовые залы, библиотеки, развивать среду для кружков и секций. Создавать возможности для школьных театров. Этот проект мы развернули в 2021 году, и количество таких театров, интерес со стороны школьников к этому прекрасному виду деятельности растёт.
Также прошу коллег в регионах активно поддерживать инициативы по созданию школьных творческих и волонтёрских центров, художественных мастерских. Всё это, безусловно, вложение в будущее, в то, чтобы наши дети выросли разносторонними, гармоничными, многогранными людьми.
Уважаемые коллеги!
Отдельно хотел бы сказать о сбережении и укреплении здоровья детей. Ценности здорового, активного образа жизни закладываются именно в детстве, поэтому всем этим вопросам мы уделяем особое внимание.
Совсем недавно, – может быть, кто-то обратил на это внимание, – посещал одну из школ в Нижнем Тагиле, где в результате капитального ремонта, включая столовую и пищеблок, созданы современные условия для приготовления вкусных, здоровых завтраков и обедов. Это хорошая практика для тиражирования в других школах. Кстати говоря, там и актовый зал сделан.
Кстати, предстоит продолжить работу по формированию в школах доступной спортивной инфраструктуры: залов, открытых площадок и так далее. Обязательно нужно учитывать это требование в программе капитального ремонта. И конечно, чтобы дети могли пройти профилактический осмотр непосредственно там, где они учатся, следует обновить школьные медицинские кабинеты.
Особое внимание прошу обратить и Правительство, и регионы на все вопросы, связанные с безопасностью учеников. Здесь нужно действовать предельно чётко, неукоснительно выполнять установленные требования, в том числе по оснащению школ системами экстренной связи с полицией, видеонаблюдения, оповещения, наладить безопасную пропускную систему, создать условия для работы специалистов, отвечающих за охрану школьных зданий и территорий.
Далее. Нужно думать и об эффективной организации всего внутришкольного пространства. Например, чтобы не было очередей у раздевалок, в столовой, в библиотеке, переполненных школьных холлов и коридоров. В рамках ещё одного нашего проекта – «Комфортная школа», который реализует Федеральный центр компетенций, уже наработан соответствующий опыт. Его обязательно нужно использовать в рамках программы капитального ремонта.
Безусловно, при развитии образовательной среды следует учитывать пожелания самих учащихся, уже об этом говорил, активно включать школьников, учителей и родителей обязательно в обсуждение дизайнерских решений, проектов реконструкции и обновления школ. И конечно, они должны участвовать в приёмке проведённых работ, оценивать их качество, потому что именно им учиться и работать в обновлённой школе.
Уверен, что ребята могут также предложить интересные идеи, как благоустроить пришкольную территорию. Она также должна отвечать их запросам, современным стандартам и требованиям.
Давайте обо всём этом поговорим. Вопросов, безусловно, много. Уверен, что есть и интересные идеи. Начнём, конечно, с Министра, отвечающего за это направление работы.