Александр Николаевич Капралов, житель районного центра, в органах милиции отработал долгих 24 года – с 1973 по 1997 годы
За это время сменил семь (волшебное число!) должностей, прошел тернистый путь от водителя до помощника начальника РОВД по тылу и ушел на заслуженный отдых в звании майора. Он работал участковым инспектором милиции, инспектором профилактики, а когда эту должность сократили – дежурным по РОВД, инспектором уголовного розыска.
Отличник милиции, Александр Николаевич награжден медалями за выслуги 10, 15, 20 лет.
Службу начинал водителем автозака (автор: автомашина, которая перевозит осужденных и заключенных).
- В органы милиции попал по рекомендации мамы, как бы это парадоксально не звучало, - вспоминает Александр Николаевич, - в институт не поступил, работал в лаборатории Ульяновского политехнического института. Приехал как-то домой. Работу в милиции мама посоветовала. Решающую роль в моем трудоустройстве сыграл Ренат Гаязович Мустаев, в ту пору начальник ГАИ. Я пытался возразить, говорил, что в милиции работать не смогу, характер, мол, мягкий. А он решительно настоял: «Водителем сможешь». Ну, пошло-поехало…
Эта фраза «Ну, пошло-поехало» несколько раз потом звучала в нашей беседе, принимая разный оттенок – от улыбки, иронии до восхищения.
- Характер-то изменился Ваш, - поинтересовалась я.
- По обстановке, - засмеялся Александр Николаевич, - это зависит от человека, от его подхода, его умения общаться с другими. В процессе работы невольно просматриваешь, что и как, но многое в нашей работе зависело от самого себя, от своего поведения.
- Многому научился я у Михаила Ивановича Юлина, начальника РОВД, его потом перевели на повышение в Димитровград, - вспоминает Александр Капралов, - очень хороший, грамотный специалист был. Хорошую школу прошел у Николая Николаевича Инкина, инспектора ДПС, моего напарника, с которым долгое время работал, а также у нашего непосредственного руководителя - Рената Гаязовича Мустаева. В службе участковых моим наставником был Мингач Камалетдинов. Около пяти лет я трудился участковым инспектором милиции сектора рабочего поселка Новочеремшанск и села Красное Озеро. Участок там был сложным, работало два участковых. После моего ухода пришел туда Камиль Айбедуллов.
Александр Капралов успешно совмещал работу с учебой. Закончил Рязановский совхоз-техникум, получил специальность техника - механика и по сегодняшний день не расстается с машинами – это своего рода хобби.
- Меня ведь всегда тянуло к земле, к технике, - признался ветеран милиции, - была как-то мысль даже пчеловодством заняться. Вышел на пенсию, сила еще есть, здоровье пока есть. Лет 12 был главой КФХ. Собирали – разбирали технику из списанных машин, комбайнов, тракторов.
- Подняться сложно было, - сказал он откровенно, - результат труда хлебороба во многом зависит от природы, или есть урожай - цены нет, есть цена хорошая – нет урожая. Так и пришлось с земледелием расстаться. Теперь вот помогаю одному сыну в бизнесе и советом, и конкретным делом по возможности. Второй наш сын проживает в г.Самара, он пошел по моим стопам -трудится в УВД, у нас с женой подрастают четверо внуков…
Беседа вновь коснулась прошлого. Состоялось большое сокращение кадров в милиции, а затем – ее переименование в полицию. И с горчинкой прозвучала фраза «Ну, пошло-поехало».
- Название «полиция» сыграло какую-то непростую роль, - считает Александр Николаевич, - милиция роднее, привычнее. Я ведь до сих пор храню подшивки журнала «Советская милиция». И для сотрудников милиции, и для членов добровольной народной дружины он был в свое время хорошим помощником, там даже вкладыш специальный для ДНД печатали. Конечно, с тех пор многое изменилось, однако работа та же, отношение людей к полиции другое - доверия меньше стало, на мой взгляд, - считает ветеран, - население нам часто тогда помогало, ведь работа участкового и инспектора уголовного розыска с проведением оперативно - розыскных мероприятий в основном строилась на полученной информации. Нам, молодым, Иван Иванович Федосеев, Юрий Михайлович Евдокимов преподали хорошую школу, научив всех выслушивать - и старых, и молодых, на их поддержку опираться. Была главный врач в Новочеремшанской больнице Вера Васильевна Лаврова, Герой Социалистического труда, очень помогала нам. Так сложилось, что именно в Новочеремшанске мне пришлось пройти большую школу, получить опыт - ведь там участковый был поставлен в такую ситуацию, что один на один решал все вопросы…
Жизнь распорядилась так, что на службе в РОВД он полностью реализовал значение своего имени «Александр» - защитник людей.
Находясь на заслуженном отдыхе, Александр Николаевич по-прежнему общается со многими людьми, для всех открыт. Частые телефонные звонки и встречи с бывшими сотрудниками (автор: я считаю, что бывших сотрудников милиции все-таки не бывает!) дарят позитив и добрые воспоминания: Михаил Балыкин, Василий Терентьев Павел Целищев, Олег Цветков, Сергей Кудряшов, братья Курманаевы, Сергей Ишмаев…
Болит душа ветерана о преступности в районе, и одной из ее причин Александр Николаевич назвал слабую профилактику.
- Раньше профилактика была на другом, на более высоком уровне, - обосновал он свою точку зрения, - в советское время действовали опорные пункты, затем их переименовали в общественные пункты охраны правопорядка. Председатели и актив оказывали нам во многом неоценимую помощь. Тогда в эти пункты приглашали правонарушителей, беседовали с ними, предупреждали, на учет ставили, потом навещали по месту жительства. В общем, проверяла их общественность, это было весьма и весьма эффективно. Знаете, не мешало бы их возродить. И лечебно-трудовые профилактории для лиц, злоупотребляющих алкоголем, я считаю, зря отменили, они необходимы. Ведь люди у нас пьют, и по делу, и без дела, отсюда и все беды…
Зинаида ЛЕОНТЬЕВА