26 апреля 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной около города Припять (Украинская ССР, ныне — Украина). Здание четвёртого энергоблока было практически уничтожено, «крышку» реактора – бетонную плиту весом около тысячи тонн - сорвало с постамента. Около 190 тонн радиоактивных веществ были выброшены в атмосферу - изотопы урана, плутония, йода и цезия, имеющие период полураспада от нескольких суток до тысяч лет.
По мнению президента России В.В.Путина, Чернобыль стал серьезным уроком для всего человечества, а его последствия до сих пор суровым эхом отзываются и на природе, и на здоровье людей. Масштабы трагедии могли стать неизмеримо большими, если бы не беспримерное мужество и самоотверженность пожарных, военнослужащих, специалистов, медицинских работников, которые с честью выполнили свой профессиональный и гражданский долг.
Ликвидаторы – так называли тех, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС. Со всех уголков страны к ЧАЭС съезжались тысячи людей: специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики… тысячи и тысячи людей. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек.
В числе участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС были и жители Новомалыклинского района: Белов С.Ю., Герасимов В.Ю., Гурьянов А.А., Елизаров Н.А., Еруков В.И., Минибаев Р.Ф., Мокеев Н.Л., Кравчук А.И., Петроченко В.Н., Пушкин Ю.А., Романов В.А., Савалёва С.В., Сайфуллин А.З., Шипунов Г.Н.
В марте этого года одному из ликвидаторов Аухату Зинятулловичу Сайфуллину исполнилось 80 лет. В июне будет 36 лет, как он по требованию Новомалыклинского военного комиссариата был отправлен в Чернобыль, где двумя месяцами раньше произошла страшная техногенная катастрофа. Домой к своей семье в Средний Сантимир он вернулся в ноябре 1986 года.
По данным Новомалыклинского военного комиссариата Сайфуллин А.З. находился на специальных сборах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 23 июня 1983 года по 20 ноября 1986 года. Удостоверение участника ликвидации аварии ему выдано в 1991 году.
На ЧАЭС Аухат Зинятуллович работал инструктором дозиметристом. Максимальная доза радиации, которую позволялось набирать ликвидатором – 25 рентген, это составляло примерно половину допустимой дозы для военнослужащих при действиях на заражённой местности (50 рентген). Каждый день дозиметристы вписывали в личные карточки полученные дозы, и когда общая превышала норму – работа ликвидатора в Зоне считалась законченной, и его отправляли домой.
- Специальными приборами мы проверяли, кто из ликвидаторов какую дозу радиации получил, - вспоминает Аухат Зинятуллович. - Сам я тогда получил 23 рентген дозы. Допустимым считалось до 25. Тех, кто получал больше этой дозы, на станцию больше не пускали. Мы тогда грузили контейнеры, которые отправляли на захоронение в специально отведенных местах. В августе я сломал ногу, два месяца пролежал в госпитале в городе Киеве. Еще два месяца находился в ульяновском госпитале, а потом лечился в нашей районной больнице. Вместе со мной в Чернобыль тогда хотели отправить еще одного человека из Новочеремшанска, но у него было трое детей и его не взяли.
По словам Аухата Зинятулловича, полученное им облучение, конечно же, сказалось на его здоровье, но, видимо богу так было угодно, что он дал ему возможность дожить до 80 лет.
Родился и вырос Аухат Зинятуллович в селе Средний Сантимир. После семи классов сельской школы еще год обучался в Скугареевском училище трактористов, куда был направлен руководством колхоза. А затем всю жизнь проработал мастером наладчиком в колхозе «Путь Ленина» Новомалыклинского района.
Вместе с супругой Фарией Фесаховной, которая много лет проработала техничкой в Среднесантимирской школе, они вырастили двух дочерей. Старшая, Айсылу, живет в Новой Малыкле, а младшая Гелькай – в Димитровграде. Есть у Сайфуллиных два внука, внучка и правнучка. После смерти супруги, несмотря на уговоры родных о переезде, Аухат Зинятуллович так и остался жить один в своем доме.
До начала пандемии ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС навещали местные школьники вместе с сельским библиотекарем, которым он рассказывал о произошедшей много лет назад катастрофе. Правда, рассказ его был не слишком многословным, ведь настоящие мужчины, как правило, много говорить не любят.
Светлана ОДАЕВА