Владимир Путин провёл в Кремле заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
По традиции в конце года мы проводим Совет по стратегическому развитию и национальным проектам, чтобы оценить ход большой совместной работы по достижению национальных целей развития – работы, в которой участвуют все уровни власти, деловые и научные круги, институты развития и общественные организации и, конечно, граждане. Именно так, консолидируя усилия, вместе и стараемся двигаться вперёд, определять будущее страны.
Национальные проекты являются ключевыми инструментами достижения национальных целей. Для их полноформатного запуска была сформирована целая нормативная база, определены источники финансирования, организован цифровой мониторинг результатов с опорой на оценки граждан, бизнеса, профессиональных сообществ, с учётом социологических опросов, которые ведутся регулярно, ежеквартально.
19 национальных проектов стартовали и в целом успешно. В рамках работы по достижению национальных целей развития намечен 121 показатель. Из них, к сожалению, семь на сегодняшний день имеют высокий риск неисполнения. Но всё-таки большая часть ориентиров на текущий год достигнута.
В том числе выполнены планы по переселению граждан из аварийного жилья. Растёт агропромышленное производство, увеличивается доля креативных индустрий. Достигнут прогресс в развитии отечественных технологий в топливно-энергетическом секторе, в сфере мирного атома. Хорошим темпом развивается индустрия обращения с отходами и формирование экономики замкнутого цикла.
Полагаю, что сегодняшний доклад Общероссийского народного фронта будет посвящён анализу мнения людей о ходе реализации нацпроектов.
Что касается опросов, то повысились оценки граждан в таких сферах, как состояние дорог, условия для внутреннего туризма, а также качество среднего профессионального и высшего образования, предоставление государственных услуг в электронном виде.
Возросла и оценка уровня благоустройства. Так, в уходящем году 42 процента жителей мегаполисов и малых городов отметили улучшение состояния городской среды. Это на пять процентов больше, чем годом ранее.
В то же время, по мнению людей, пока не столь ощутимы изменения в жилищно-коммунальной сфере, в создании безбарьерной среды. Поэтому прошу Правительство совместно с регионами ускорить разработку комплексной программы развития опорных населённых пунктов и утвердить её в кратчайшие сроки.
Более подробно о текущих результатах нацпроектов мы, безусловно, услышим в докладах Михаила Владимировича Мишустина и других коллег, других участников заседания.
Отмечу, что в ходе реализации нацпроектов обозначились и проблемные зоны. На некоторых вопросах остановлюсь отдельно, чтобы затем сформулировать системные задачи на перспективу.
Начну с ситуации в области демографии. Была поставлена задача – преодолеть негативные демографические тенденции и повысить рождаемость.
Правительство утвердило долгосрочную стратегию действий на этот счёт, запустило новый национальный проект «Семья». Начиная с текущего года показатель рождаемости включён в оценку работы глав субъектов Федерации.
Запланированы новые меры поддержки семей с детьми. В том числе семейная выплата, которую с 2026 года смогут получать семьи с невысокими доходами, где растут двое и более детей.
В этом году был введён корпоративный демографический стандарт. Он позволяет усилить участие бизнеса в достижении демографических целей. Так, с 1 января следующего года вырастет сумма, которую работодатель сможет выплачивать сотрудникам при рождении ребёнка и которая не будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Она составит до одного миллиона рублей. Ранее сумма такой выплаты составляла до 50 тысяч.
Прошу наши компании активно использовать эти возможности, руководствоваться принципами социальной ответственности. Отдельно поговорим об этом ещё и на нашей традиционной встрече с бизнесом в конце года.
Что хотелось бы в целом сказать? Уже принятых мер в сфере демографического развития, видимо, недостаточно. К сожалению, негативная тенденция сохраняется: рождаемость продолжает снижаться. Понятно, что есть объективные причины, почему ситуация развивается именно так, включая общемировые демографические тенденции, а также очередное наложение наших негативных демографических волн середины и конца XX века, которые сегодня вновь дают о себе знать. Безусловно, своё влияние на демографию оказывают и внешние вызовы.
Вместе с тем вновь подчеркну: наша долгосрочная историческая задача заключается в сбережении и приумножении нашего народа. И, несмотря на текущую обстановку, на объективные трудности, мы должны выдерживать этот ориентир. Рост рождаемости, поддержка семей с детьми, увеличение продолжительности здоровой жизни граждан – всё это ключевые направления наших совместных с вами усилий.
Уже говорил: все национальные проекты должны прямо или опосредованно влиять на решение проблем демографического развития, быть нацелены на создание новых возможностей для людей всех поколений, на повышение благополучия семей с детьми. Демографические аспекты учтены в национальных проектах. В дальнейшем посмотрим, как на практике работают эти решения.
Чтобы переломить тенденцию по снижению рождаемости в масштабах всей страны, нужно усилить действующие меры на всех уровнях. Целый ряд субъектов Федерации показывают, как можно успешно справляться с этой задачей. Для справки могу сказать, проинформировать вас, что на 1 ноября текущего года на уровне или выше планируемых значений оказались 18 регионов Российской Федерации, а по рождению третьих детей и последующих – 11 регионов.
При этом обращаю внимание, любопытный факт: в целом по стране улучшился социологический показатель оценки готовности завести детей. Сильнее всего – в Херсонской и Запорожской областях, в республиках Мордовия, Алтай, Кабардино-Балкария.
Скажу очевидные вещи: система поддержки детей и рождаемости должна опираться на запросы, потребности граждан, чтобы родители знали, на какую помощь и содействие со стороны государства они могут рассчитывать при рождении первого, второго, третьего ребёнка. Здесь, что называется, чем больше – тем лучше. Причём с рождением каждого следующего малыша эта поддержка должна быть более весомой, более ощутимой для семьи.
Семья основывается на взаимном уважении, на участии в воспитании детей обоих родителей, поэтому наряду с поддержкой материнства нужно продумать и меры поддержки так называемого вовлечённого, ответственного отцовства. По сути, речь идёт о том, чтобы мужчины более активно участвовали в семейных заботах, в принятии решений о рождении детей и больше времени уделяли их воспитанию, вели здоровый образ жизни и как можно дольше сохраняли репродуктивное здоровье. Отмечу, что такая роль мужчины в семье – в традициях практически всех народов нашей страны.
Считаю нужным проанализировать демографические меры поддержки, которые действуют в регионах, выбрать из них лучшие и, не откладывая, тиражировать в том числе на общенациональном уровне. На этой основе прошу Правительство и коллег в субъектах Федерации актуализировать региональные программы повышения рождаемости.
Прошу Правительство подготовить комплексные решения для перелома негативной демографической тенденции. Это первая системная задача, которая стоит перед Правительством и регионами на 2026 год в части реализации национальных проектов и в целом государственной политики. В июне следующего года на заседании нашего Совета обсудим возможные дополнительные меры на этот счёт.
Далее. Необходимо добиваться повышения благополучия российских семей, обеспечивать рост доходов граждан. И здесь главное – это положение дел в экономике, её долгосрочное устойчивое развитие. В текущем году темпы роста экономики России прошли ожидаемый этап замедления. Вместе с сокращением инфляции снизились и темпы роста ВВП. По итогам года они составят около процента, но и инфляция будет около или даже ниже шести процентов. В целом цель достигается.
Полагаю, что сейчас созданы условия и возможности для того, чтобы начать постепенно наращивать экономическую динамику, при этом сохранить низкую безработицу и, конечно, умеренную инфляцию, которая на будущий год, по прогнозу Центрального банка, должна уложиться в диапазон четыре-пять процентов.
Как мы договорились, Правительство подготовило план структурных изменений в экономике. Он подразумевает создание современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, на производствах с высокой добавленной стоимостью, рост потребления отечественных товаров.
План рассчитан до 2030 года. Прошу приступить к его реализации незамедлительно, чтобы в конце следующего года сформулировать платформу для выхода на темпы роста отечественной экономики не ниже мировых. Это вторая системная задача перед Правительством и региональными командами на 2026 год.
Подчеркну, экономический рост должен быть всеобъемлющим, охватывать все субъекты Федерации. И в этой связи прошу усилить региональную компоненту в экономических нацпроектах. Дополнительно заострить их на сокращение разрыва в уровне экономических потенциалов субъектов Федерации.
Далее. Структура внешней торговли России должна стать более технологичной. За последнее время сделано многое, чтобы расшить узкие места в логистике, страховании, в платёжной инфраструктуре для экспортёров и импортёров. Мы развиваем здесь собственные решения, в том числе с коллегами по БРИКС активно используем национальные валюты во взаимных расчётах. Всё это уже позволило в разы снизить издержки бизнеса при проведении трансграничных платежей.
Нужно нацеливать внешнеэкономические связи на увеличение экспортных поставок сложной продукции. Что касается импорта, то здесь важно смещать акценты в сторону высокотехнологичной продукции, которая пока не имеет российских аналогов, либо так называемые простые товары, которые требуют больших затрат именно низкоквалифицированного труда. А нам ведь, напротив, нужно расширять, стимулировать у себя, в России, более квалифицированную занятость.
Изменение структуры внешней торговли – это третья системная задача перед Правительством и на весь будущий год. Развитие экономики предложения, её усложнение прямо связано с улучшением делового климата.
Правительство утвердило и запустило национальную модель целевых условий ведения бизнеса. Она включает мероприятия по таким направлениям, как доступ к инфраструктуре, механизмы разрешения споров и так далее.
Я прошу коллег на федеральном уровне, в регионах уделить особое внимание реализации этой модели. Важно, чтобы она дала реальный эффект для увеличения капиталовложений, для запуска и продвижения инвестпроектов в самых разных отраслях и во всех регионах Российской Федерации.
Четвёртая системная задача, которую я хочу обозначить перед Правительством и регионами на будущий год, – это «обеление» национальной экономики, то есть развитие прозрачной конкурентной деловой среды. Соответствующий план Правительства уже также подготовлен. Это очень важно, мы обсуждали это неоднократно. В связи с повышением НДС нам нужно, чтобы ничего в тень не уходило, чтобы всё работало легально, и соответствующие доходы в бюджет поступали.
Речь о том, чтобы устранить, как сказал, незаконный оборот продукции на оптовых и розничных рынках, а также в цифровом пространстве. Здесь нам не нужно никаких, знаете, как иногда бывало раньше, таких массовых набегов, это точно совершенно не нужно. Но порядок надо навести обязательно и на оптовых, и на розничных рынках. Кардинально сократить нелегальную занятость, которая нарушает права граждан Российской Федерации, усилить контроль за обращением наличных денег.
При этом подчеркну: здесь важно действовать грамотно, не создавать ограничений для экономического роста. Предприниматели и компании, которые порядочно, добросовестно ведут свои дела, свой бизнес, должны получить новые возможности для развития, прямую, ощутимую выгоду от «обеления» рынка. В свою очередь, для государства, для общества в целом эффект должен заключаться в том числе в увеличении поступлений в бюджеты, причём бюджеты разных уровней.
Далее. Важнейший фактор, который влияет на экономическую динамику, – это производительность труда. Чем она выше, тем устойчивее наши компании, предприятия, тем крепче их рыночное положение и конкурентные позиции, а следовательно, шире возможности государства, доходная база бюджетов и, самое главное, выше доходы работников, их семей.
К 2030 году проекты по повышению производительности труда должны охватить не менее 40 процентов средних и крупных предприятий в базовых несырьевых отраслях, а также все организации социальной сферы, где тоже нужно серьёзно продвигаться в эффективности работы, причём не за счёт дополнительной нагрузки на сотрудников, а прежде всего сокращая время на бумаги, планы, не нужные никому отчёты, те вещи, которые не имеют прямого отношения к обучению школьников, студентов, к обследованию и лечению пациентов и так далее.
В проектах по повышению производительности труда уже участвуют тысячи предприятий и организаций, и в целом производительность труда в России растёт. Однако в некоторых отраслях ситуация, мягко говоря, стоит на месте. Так, с 2021 по 2024 год низкую или даже отрицательную динамику производительности труда показали: торговля – минус 1,1 процента, жилищно-коммунальное хозяйство – минус 0,2 процента, транспортировка и хранение – минус 0,1 процента. В целом как бы и немного этих минусов, но и средний уровень роста производительности труда тоже скромный. За 2021–2024 годы производительность труда в среднем за год росла на 0,7 процента.
Также обращаю внимание: до сих пор не запущена работа отраслевых центров компетенции на базе Минсельхоза, Минцифры и Минэнерго. Это нужно сделать максимально быстро. Поручаю Правительству более активно вовлекать в проекты повышения производительности труда компании из отраслей, где занятость высокая, а производительность труда имеет большие резервы для роста. Это, в частности, как я уже упоминал, торговля, строительство, отдельные обрабатывающие сектора, сельское хозяйство, транспорт, туризм. И конечно, надо распространить проекты повышения производительности труда на все без исключения государственные и муниципальные организации социальной сферы. И это пятая системная задача перед Правительством на 2026 год.
В продолжение отмечу, что рост эффективности напрямую зависит от внедрения передовых технологий, средств автоматизации, промышленных роботов, от использования цифровых решений, в том числе электронных платформ и механизмов искусственного интеллекта.
Можно сказать больше: в современных условиях именно эти инструменты вносят определяющий вклад в развитие экономики предложения и освоения нового технологического уклада.
В текущем году у нас заложены основы новой технологической политики, приняты серьёзные решения в сфере нормативного регулирования, например, в области беспилотной авиации. Запущены национальные проекты по обеспечению технологического лидерства. В следующем году к ним добавится ещё один – в сфере биоэкономики.
В июне на предыдущем заседании нашего Совета просил коллег комплексно оценить уровень технологического суверенитета России в приоритетных отраслях, доработать мероприятия и показатели технологического лидерства в каждой конкретной сфере. Пока выполнение этих поручений не завершено.
Понимаю, что проекты технологического лидерства сложные, нестандартные, они требуют решения массы вопросов по ресурсному, научному обеспечению, налаживанию промышленной кооперации. Тем не менее от сборки и упаковки, так сказать, проектов нужно быстрее переходить к фронтальной работе. Темп их реализации должен серьёзно возрасти.
С учётом анализа ситуации Правительству важно донастроить систему управления технологической политикой. Причём особое внимание уделить созданию стимулов как для разработчиков новых решений, так и для их потребителей. И конечно, надо обеспечить финансирование таких нацпроектов, в том числе с привлечением внебюджетных источников. Это вопрос не только профильных ведомств, но и, конечно, Министерства финансов, которое отвечает за развитие финансового рынка.
Результатом нацпроектов технологического лидерства должно стать не простое импортозамещение, мы много раз об этом говорили с коллегами, а создание отечественных оригинальных решений, конкурентоспособных в глобальном масштабе. Именно к этому надо стремиться. Отмечу, что проекты технологического лидерства существуют не сами по себе, а имеют системное значение для всех сфер жизни. Их результаты необходимы для успешной реализации наших инициатив и программ развития по всем направлениям именно на передовой технологической базе.
Повторю: принципиально важно, чтобы отечественные инновации, в том числе технологии искусственного интеллекта, автономных систем, цифровых платформ, находили широкое применение во всех сферах жизни: в экономических и социальных отраслях, в системе государственного управления. И внедрение этих возможностей нужно поставить именно на поток, создать для этого дополнительные эффективные стимулы. И это шестая системная задача, которая стоит перед Правительством на следующий год.
Мы договорились, что такая работа будет контролироваться на уровне вице-премьеров и министров. Однако проекты технологического лидерства, инновационного развития – это не вопросы отдельных профильных ведомств, а общенациональная задача. В её решении должны участвовать все уровни власти, научно-исследовательские организации и университеты, малый и средний бизнес, институты развития. И я попрошу сегодня доложить Игоря Ивановича Шувалова о роли институтов развития отдельно.
И в целом сейчас нет деления на так называемые традиционные и инновационные отрасли. Логика постоянного технологического обновления должна быть общей для всех.
Уважаемые коллеги!
Рассчитываю, что все докладчики и выступающие сегодня сделают акцент на практическом решении обозначенных вопросов. И конечно, прошу сконцентрироваться на них в ходе дальнейшей работы Правительства и региональных команд.
При этом, ещё раз подчеркну, все национальные проекты, их цели и задачи должны иметь чёткое, понятное людям измерение. Прошу постоянно отслеживать результаты социологических исследований и по стране в целом, и по отдельным регионам. Роль, значение работы региональных команд, их инициативы исключительно важны для реализации национальных проектов.
Я попросил бы сегодня Сергея Семёновича Собянина об этом доложить, включая оценки и предложения по линии рабочих групп Государственного Совета.
Особого внимания требует ситуация в тех субъектах Федерации, где динамика изменений, по мнению людей, по данным социологических опросов, пока отстаёт. В первую очередь имею в виду следующее. По каждому направлению реализации нацпроектов фиксируются 10 регионов, где достигнуты результаты ниже остальных субъектов. Очевидно, что здесь требуется более основательная работа всех участников нацпроектов. Прошу коллег из Правительства не тюкать, что называется, региональные команды, а, наоборот, включаться вместе в работу, помогать им находить решения.
И в целом вопросы, а также системные задачи в рамках работы по достижению национальных целей требуют максимального внимания, полной включённости со стороны Правительства, министерств, ведомств, коллег в регионах.








