Юрий Чиханчин доложил Президенту о результатах работы национальной антиотмывочной системы и международном сотрудничестве в сфере финансовой безопасности. Ведомство продолжает активную деятельность по контролю за использованием бюджетных средств, по противодействию коррупции, финансированию наркоторговли, терроризма и экстремизма (в том числе с использованием криптовалют). Отдельное направление – борьба с вовлечением граждан в различные теневые схемы.

Ю.Чиханчин: Владимир Владимирович, хотел рассказать, как работает национальная антиотмывочная система в 2024 году, о результатах доложить немножечко. Ну и задачи, которые стоят на будущее.

В.Путин: Да, хорошо.

Ю.Чиханчин: Самая главная задача на международной площадке – это было сохранение наших позиций и не допустить включения России в санкционные списки. Нам это удается на заседаниях ФАТФ, мы продолжаем расширять форматы международных действий. На сегодняшний день порядка 40 стран активно взаимодействуют. И бриксовские, и парламентарии, Международный совет комплаенс.

Касаясь БРИКС, конечно, за основу взяли решения Казанской декларации, где обозначены наши тематики, связанные и с информационно-коммуникационными технологиями, и [борьбой] с коррупцией. Борьба с наркотиками, транснациональной преступностью. Готовимся к очередной оценке ФАТФ. Создали, спасибо Вам большое, комиссию межведомственную.

Мы создаем систему обмена информацией между странами. С учетом того, что приостановлена деятельность в группе «Эгмонт», это объединение финансовых разведок, у нас [есть] своя программа, уже 30 стран объединились, обмениваемся [информацией] закрыто.

Совместно с ВТБ и Центральным банком совершенствуем проект «Прозрачный блокчейн», который позволяет нам контролировать, мониторить операции с криптовалютой.

Центр международной оценки рисков, [решение о] котором подписали и запустили главы стран СНГ. У нас сегодня 19 стран уже присоединились, кроме СНГ, выявляем риски основные. На основе этих материалов выявлено 50 международных теневых площадок, проведено более 600 финансовых расследований, более 100 уголовных дел идет.

Сейчас активно ведется работа с Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Белоруссией, Арабскими Эмиратами по сделкам, связанным с внешнеэкономической деятельностью по фиктивным документам, очень активно нам коллеги помогают.

Что касается трансграничных финансовых потоков, то я уже в прошлый раз докладывал, у нас несколько поменялся вектор – это Ближневосточный регион, Юго-Восточная Азия и Центрально-Азиатский регион. Это соответствует тому, что создана единая система быстрых платежей, альтернатива SWIFT, и это в первую очередь страны СНГ. Активно используются альтернативные формы расчета: это золото, криптовалюта. И вот сейчас появился неттинг: клиринговые операции, которыми мы сегодня занимаемся.

В.Путин: По поводу теневых площадок. Это что за международные теневые площадки?

Ю.Чиханчин: Это площадки, которые на сегодняшний день используют преступники. Деньги украдены и выводятся за рубеж, а мы совместно со странами определили все потоки именно преступлений: куда они спрятались, в какие банки и какие страны. У нас это выявлено на сегодняшний день. Сейчас мы доказательную базу ищем и смотрим, кто ещё пользовался услугами этих теневых площадок.

Конечно, безусловно, самым главным нашим союзником в решении вопросов являются финансовые организации, банки в первую очередь. И надо сказать, что совместно с Центральным банком, Генеральной прокуратурой, правоохранительными органами – МВД, ФСБ – нам удается удержать законопослушность примерно около 90 процентов финансовых институтов. Это очень высокий процент.

Всего у шести банков была отозвана лицензия в прошлом году Центральным банком, но немножко увеличилась доля подозрительных операций у региональных банков. Несколько небанковский сектор тоже начал грешить, поэтому мы сейчас особое внимание уделяем. Для решения этих вопросов ведется изменение нормативной базы. Только в прошлом году порядка 20 законов было принято.

Что касается динамики изменения финансовых потоков, хотел бы сказать, что совместно с Центральным банком, правоохранительными органами нам удалось сократить почти в 2,5 раза использование бюджетных средств в высокорисковых банках, не допущен вывод в теневой оборот порядка 500 миллиардов рублей. Это как раз по тем критериям, по тем признакам, которые разработаны совместно Центральным банком и правоохранительными органами. Заблокированы операции высокорисковых организаций – порядка 20 миллиардов рублей. Это большие суммы.

Нам удалось практически снизить использование таких финансовых институтов, как нотариусы. То есть раньше нотариусы участвовали в подтверждении сомнительных операций, то же самое Комиссия по трудовым спорам и рынок профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Надо отдать должное, кардинально изменилась ситуация в судах, которые тоже привлекались для подтверждения сделок с сомнительными операциями. Только в этом году они порядка 100 миллиардов рублей не пустили в теневой рынок.

Что касается бюджетной сферы. В первую очередь обращаем внимание на контракты, которые идут с единственным исполнителем, и те, где есть дополнительное соглашение по увеличению цены контракта. Это все позволило сократить участие технических компаний примерно на 10 процентов. Работа ведется сейчас как раз по выявлению, когда собственники контрактов используют активы в личных целях, то есть приобретают недвижимость, машины для себя лично, прячась за деятельность контракта.

Совместно с прокуратурой и опять же ФСБ, МВД и ФАС выявлены торги в условиях ограничения конкуренции на 39 миллиардов рублей. И сохранено бюджетных средств общими усилиями более 27 миллиардов рублей. Работу ведем почти по 1300 уголовным делам, оказываем содействие, ущерб по которым порядка 26 миллиардов рублей.

Что касается национальных проектов в бюджетной сфере. Хотел бы сказать, в свое время Вы поддержали очень важное направление – это казначейское сопровождение. И именно там, где оно существует в федеральном бюджете, там практически минимальное количество расторгнутых контрактов идет, всего порядка девяти процентов. Но есть проблема в бюджетах субъектов и в бюджетах муниципальных, там рост примерно в два-три раза. Поэтому мы сейчас планируем как раз запустить систему казначейского сопровождения именно на субъектовые возможности, чтобы и там отслеживать эти виды операций.

Исходя из этого, мы обратили внимание, что ряд регионов требуют пристального внимания. Допустим, есть регионы, где примерно 50 процентов контрактов расторгается по сумме и примерно где-то процентов до 20 – это по количеству контрактов. Здесь особое внимание этим регионам. Здесь с правоохранительными органами в первую очередь мы начинаем смотреть, и с казначейством взаимодействовать.

Вторая проблема – это по увеличению цены контрактов. В пределах 10 [процентов] – это допустимая стоимость увеличения в ходе исполнения контракта. Но есть регионы, где эта сумма превышает и гораздо больше. И вот эти регионы тоже у нас выделены, и мы с ними сейчас активно ведем работу совместно с правоохранительными органами, Казначейством. Увеличение бывает до 50 процентов.

Продолжаем работу в рамках государственного оборонного заказа. Одно из направлений – снижение дебиторской задолженности, практически в пять с лишним раз уменьшилась. Совместно с Министерством обороны и с Генеральной прокуратурой удается решить.

В то же время есть ряд механизмов бюджетного финансирования в виде субсидий, концессионных соглашений, гарантийных писем, где непрозрачность очень высокая и требует дополнительного внимания, отработки. Можно сказать, что при отработке одной из субсидий мы совместно с Минпромторгом сообщили, что не очень правильно подобран партнер на получение субсидии, и остановлена выдача субсидии.

Работа ведется по противодействию коррупции. Здесь в первую очередь, конечно, обращает внимание, что преступления совершаются, как правило, с криптовалютой и через использование аффилированных лиц.

В.Путин: Использование криптовалюты в расчетах увеличилось, да?

Ю.Чиханчин: Да, именно коррупционерами, стали тоже использовать.

Мы совместно с ФСБ, МВД, Генпрокуратурой отработали методологию, выделили так называемые точки принятия решения: там, где идет распределение денежных средств, – и сориентировали на модель коррупционера коммерческие банки. Они нам стали сейчас (увеличили количество) сообщать информацию о подобных сделках, то есть у нас пошел рост.

И, конечно, работаем совместно с Администрацией Президента и с Генеральной прокуратурой по антикоррупционным запросам, по декларированию и так далее. Всего по коррупции мы работаем порядка 400 дел, участвуем активно. Сумма ущерба пока – то, что с нами только выявлено – порядка 13,5 миллиарда рублей. И порядка 5 миллиардов уже вернули государству.

Вы задали вопрос о теневых площадках на международном уровне. У нас теневые площадки в России тоже работают. В прошлом году было закрыто шесть площадок с оборотом где-то примерно 11 миллиардов рублей. Выявлено порядка 350 организаторов и заказчиков этих площадок. Это дало такой результат, что резко выросла цена обналичивания, то есть стоимость на рынке примерно 20–25 процентов, очень высокая. Но в то же время пользуются этими услугами.

Вызывает, конечно, ряд опасений то, что и бюджетополучатели пользуются услугами теневых площадок, поэтому здесь идет плотная работа с Казначейством и Генпрокуратурой. На сегодняшний день, к сожалению, должен сказать, действует еще 10 площадок у нас, мы по ним работаем.

Еще одно направление, которое вызывает много вопросов, и Вы проводили даже совещание, посвященное этому, – это вовлечение граждан в различные теневые схемы. Это в первую очередь связано с тем, что резко выросла доступность финансовых услуг, появились информационно-коммуникационные технологии. Охват аудитории: более 50 тысяч сайтов постоянно работают на привлечение. Транснациональный характер стал он носить, появились люди, и число нерезидентов, участвующих в этих схемах, выросло почти в 3,5 раза. Но особое опасение вызывают, конечно, несовершеннолетние. Это школьники, и сегодня есть уже семилетние школьники, которые попадают в эти операции. У них есть карточки для расчета за обеды, и они, как правило, привязаны к счетам родителей, и преступники начинают пользоваться этими услугами. Поэтому здесь целый механизм запускается. Но это одна часть преступлений.

Дальше, как правило, этот преступный мир начинает криминализировать тех, кто попал в эти теневые схемы, вовлекая их в сделки по распространению наркотиков, экстремизм и терроризм. Это очень серьезная проблема. Мы сейчас с МВД, с ФСБ, с Генпрокуратурой, Следственным комитетом как раз по этим вопросам работаем.

Все-таки нам удалось включить механизмам по противодействию и удалось пресечь деятельность порядка 90 финансовых пирамид и псевдоброкеров. Заблокировано Роскомнадзором порядка 40 тысяч сайтов. Пресечена деятельность порядка 60 нелегальных кредиторов. Заблокировано только счетов, используемых преступным миром, около 700 тысяч, и арестовано активов порядка 10 миллиардов рублей. То есть большие суммы.

Что касается работы по незаконному обороту наркотиков и финансовым доходам. Здесь необходимо сказать, что увеличилось количество выпуска наркотиков на территории России (синтетика) и сократилось «плечо» региональных расчетов, сложнее стало выявлять. Но мы активно работаем и, конечно, одна из основных причин – это распространение через Интернет, расчеты через Интернет, через мессенджеры, которые очень сложно выявлять и блокировать.

Кроме этого, активно используются зарубежные криптобиржи, «дроповые» карты, Вы знаете. Это нам дало возможность с МВД, ФСБ, Следственным комитетом подкорректировать (мы ее постоянно корректируем) модель поведения наркоторговцев, и доводим до банков. Это позволяет нам увеличить поток, который мы обрабатываем. Только в прошлом году где-то примерно в шесть раз увеличилось [количество] сообщений.

Работу ведем в этом направлении более чем по 200 уголовным делам, в том числе уже связанную с легализацией, с криптовалютой участие. Удачно это происходит, уже возмещено порядка 3 миллиардов рублей.

Совместно с коллегами из Белоруссии и Казахстана ликвидирована (совместно с правоохранительными органами) транснациональная преступная группировка. Там порядка 500 участников, оборот – около 1 миллиардов рублей. Это наркоторговцы.

Несколько слов хотел сказать про [борьбу с] финансированием терроризма и экстремизма. Мы совместно с ФСБ, МВД, Следственным комитетом, Генпрокуратурой работаем, ведем перечень террористов, экстремистов, он постоянно пополняется. Только в прошлом году удалось заморозить активы на сумму около 250 миллионов рублей. Хорошо работает межведомственная комиссия досудебная и внесудебная заморозка, в том числе по экстремистским статьям.

На международном направлении идет обмен перечнями со странами. Это позволило на нашей территории выявить и заморозить счета порядка 1300 человек. И около 400 с лишним [счетов] заморозили коллеги за рубежом, россиян, которые пользуются услугами.

Кроме этого, мы продолжаем работать по новому функционалу, который на нас определили, – это работа по экономически значимым организациям. Это лишение иностранных холдингов и компаний корпоративных прав.

И ещё один функционал – это валютный мониторинг. На сегодняшний день хотел бы сказать, что основная масса экспортеров у нас законопослушная и вызывают уважение – при нормативе 40 процентов они продают примерно около 70 процентов. Хотелось бы сказать, что здесь идет рост доли рубля в сделках и очень значительный, рост торговли в валюте дружественных стран и снижение примерно в два раза с недружественными странами.

В.Путин: Это доллары, евро и фунты?

Ю.Чиханчин: Да, значительно падают, они есть, эти сделки, операции, но практически их все меньше.

В.Путин: А неттинг – это что такое?

Ю.Чиханчин: Неттинг – это когда экспортер дает возможность импортеру, экспортер не возвращает деньги, импортер предзавозит на его деньги товар и рассчитывается уже на территории страны. Клиринговая такая операция.

В.Путин: Но вы прослеживаете все, да?

Ю.Чиханчин: Да, там есть некоторые вопросы, я потом отдельно остановлюсь.

Что касается валютного мониторинга. В то же время наш мониторинг, мы хоть и не орган валютного контроля, но нам удалось увидеть неисполнение контрактов импортных на 7 миллиардов (сейчас совместно с таможней отрабатывается), незаконный вывод активов – около 60 миллиардов (тоже работаем). И в общей сложности вот такой механизм дал вернуть дополнительно порядка 130 миллиардов рублей.

Но есть еще одна проблема – не все участники внешнеэкономической деятельности обозначают свои аффилированные компании. Мы выявили порядка 250 таких компаний, совершивших сделок на общую сумму порядка 460 миллиардов.

Но учитывая то, что идет активное втягивания населения в сделки теневого характера, мы продолжаем работу по Международной финансовой олимпиаде. Вы были на третьей олимпиаде и тогда поддержали так называемое создание движения по финансовой безопасности.

В.Путин: Я бумагу Вашу подписал.

Ю.Чиханчин: Спасибо большое. Как раз у нас уже запущено это международное движение. Председателем движения избран [Дмитрий] Чернышенко с согласия [Михаила] Мишустина.

В этом году мы проводим уже пятую олимпиаду. С учетом Вашей рекомендации мы пошли в регионы. Она будет проходить уже в Красноярске, и дальше будем ее проводить в разных субъектах. Если на первой олимпиаде было всего семь стран у нас, на второй – 12, потом – 19 и на прошлой – 36, то в этом году уже 40 стран заявилось. Конец сентября – начало октября будет олимпиада.

Мы сейчас проводим уроки по финансовой безопасности, предварительные отборочные туры. Уже сейчас на отборочный тур заявилось более пяти тысяч российских и иностранных студентов и школьников. То есть это нарастает.

Помимо олимпиады, там проводится большой комплекс мероприятий: международные форумы, спортивные, культурные программы. Если в прошлом году были выставлены детские рисунки из Сибири, в этом году проводим конкурс национальных костюмов. Все поддержали. Различные диктанты по финансовой безопасности, то есть это движение, оно запустилось, оно живет и продолжает жить.

Поэтому приглашаем Вас на пятую юбилейную олимпиаду в Красноярск, конец сентября – начало октября.

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Я так понимаю, что увеличилось существенным образом использование в расчетах и золотых слитков?

Ю.Чиханчин: Да, существенно.

В.Путин: Где-то в два с лишним раза.

Ю.Чиханчин: Да, сейчас немножечко приупало чуть-чуть, хотя активно идет. Неурегулированность полная обращения с золотом. Мы с Минфином, с Центральным банком сейчас очень плотно работаем по изменению законодательства, я думаю, что удастся поправить. То есть фактически свободный вывоз золота вот такой приносит результат. Выгодно купить здесь за рубли, вывезти, продать за валюту и опять отконвертировать. Вот на этом игра идет. Цена золота очень высокая сегодня, и разница как раз дает [прибыль].

В.Путин: Исторический пик [цены на золото].

Ю.Чиханчин: Очень хорошая маржа.

<…>
Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/77410

Читайте также в рубрике "Страна":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

7 2

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России