В режиме видеоконференции Президент провёл совещание по вопросам создания новых культурно-образовательных и музейных комплексов в Калининграде, Владивостоке, Кемерове и Севастополе.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
В нашей повестке – вопрос развития новых культурно-образовательных и музейных комплексов в Калининграде, Владивостоке, Кемерове и Севастополе. С нами на связи руководители регионов, в которых строятся эти объекты. Посмотрим, в какой стадии работа по каждому из таких комплексов находится на данный момент времени.
Напомню, этот масштабный, важный для людей, для всего культурного пространства России проект мы реализуем с 2018 года. Создаём современные выставочные пространства, художественные и хореографические школы, концертные и театральные залы для того, чтобы яркая, насыщенная культурная жизнь, интересные творческие события, лекции и мастер-классы стали более доступными для граждан нашей страны, чтобы люди, особенно молодые люди, молодёжь, могли дома, в своём регионе, на самом высоком уровне обучаться творческим профессиям.
Целый ряд объектов в составе новых комплексов уже действует. Это образовательные площадки с отлично оборудованными аудиториями и помещениями для репетиций, где сотни ребят обучаются хореографии, музыке, сценическому мастерству.
Открыт и первый музей в составе культурных центров – это филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Его экспозиции познакомят жителей и гостей области с богатейшим художественным наследием России, а разнообразные студии и творческие мастерские позволят детям и взрослым найти себе занятие по душе, лучше раскрыть свои таланты. Уверен, что это современное музейное пространство станет популярным местом для отдыха, для познавательного досуга, повысит туристический потенциал региона.
Знаю, что торжественное открытие музея состоялось в День России, 12 июня текущего года. Попрошу Ольгу Борисовну Любимову рассказать о просветительских возможностях этого культурного центра, о том, как планируется формировать экспозиции как в Калининграде, так и в других музеях в составе новых культурных комплексов. Думать об этом – мы не раз уже об этом говорили – нужно заранее, на перспективу.
Всего в настоящее время в эксплуатацию введено 33 из 46 объектов, входящих в состав культурно-образовательных комплексов. Из-за того, что у каждого региона была своя потребность – в видах творческих школ, в объёмах площадей для музеев, концертных и театральных залов, – культурные комплексы отличаются по объектам строительства, оснащению. При этом каждый из них обладает своей уникальной архитектурой, что, конечно же, будет подчёркивать самобытный облик каждого из городов.
Понятно, что и темпы создания культурных центров разные. Вместе с тем обращаю ваше внимание, что всё это не может быть причиной для бесконечного затягивания сроков сдачи объектов. Запрос граждан на интересные культурные мероприятия, на развитие своих творческих способностей, действительно, очень высокий. И надо создавать равные возможности для учёбы и самореализации. Культурные комплексы – одно из магистральных направлений решения этих задач.
Сегодня хотел бы услышать, в какой стадии находится строительство каждого объекта, какие есть сложности, что мешает более активно идти вперёд. И главное, прошу чётко обозначить конкретные сроки их полного ввода в эксплуатацию и открытия для граждан.
И ещё. Построить объекты, безусловно, – фундаментальная часть дела. Но ещё более важная – это организация дальнейшей работы учреждений, её содержание, наполнение смыслом, жизнью, дыханием. Здесь огромную роль играют люди, пришедшие не просто трудиться в такие комплексы, а сделать их лучшими, самобытными, востребованными. Поэтому одновременно со скорейшим завершением строительства необходимо решать кадровые вопросы, формировать творческие коллективы для новых музеев, театров и учебных центров.
Здесь требуются специалисты, которые обладают высокой квалификацией, готовы сами развиваться, использовать в работе самые современные методики и подходы. И конечно, это должны быть люди, преданные своему делу. Чтобы собрать такие команды, нужно предлагать привлекательные, достойные условия труда, решать жилищные вопросы. Об этом также хотел бы сегодня поговорить.
Давайте перейдём к работе. Слово – Марату Шакирзяновичу Хуснуллину.
М.Хуснуллин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Вы хорошо знаете объекты культурно-образовательных кластеров, которые по Вашему указу строятся в четырёх городах, – это Владивосток, Кемерово, Калининград и Севастополь.
Проект по совокупности параметров – размеру площадей, количеству объектов, архитектурным решениям, одновременно географии реализации, новейшему мультимедийному и технологическому оборудованию – является крупнейшей культурной стройкой за всю историю страны. Надеемся, что все объекты, которые создаются в рамках кластера, станут новыми культурными символами России.
Общая площадь комплексов составляет 618 тысяч квадратных метров. В них входят самые разные объекты, которые направлены на проведение культурно-массовых мероприятий, воспитание талантливой молодёжи. Создание кластеров ведётся совместно с пользователями объектов, ведущими культурными организациями страны: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Большой и Мариинский театры, Центральная музыкальная школа, Московская государственная академия хореографии и Российский государственный институт сценических искусств (город Санкт-Петербург), которые передают свои знания и опыт для развития культуры в регионах.
Все мы по Вашему поручению участвуем в работе наблюдательного совета, специально созданного фонда под реализацию этих проектов. В рамках реализации проекта мы столкнулись со всем спектром трудностей. Сначала пандемия и связанные с ней сложности мобилизации рабочих на стройплощадках. Затем из-за внешнеполитического давления на ведущие мировые архитектурные бюро, которые были привлечены для создания объектов, часть из них была вынуждена уйти, что потребовало адаптации предложенных решений уже без их участия. Изменились транспортно-логистические цепочки при поставке как строительных ресурсов, так и сложнейшего технологического оборудования. Особенно сложная ситуация с логистикой сложилась в Калининграде и частично в Севастополе. Несмотря на все эти сложности, на сегодня завершено строительство более 70 процентов от запланированных объёмов общей площадью 309 тысяч квадратных метров.
Сейчас на строительных площадках работают уже свыше 8 тысяч человек. В ближайшие месяцы мобилизация перейдёт уже за 10 тысяч человек.
Стройка идёт. В следующем году в основном мы планируем завершить все объекты. Мы расписали графики ввода помесячно, каждый объект каждый месяц, потому что не только закончить, но и оформить, запустить в эксплуатацию, подготовить его надлежащую эксплуатацию и использование – это огромная работа, которую мы совместно делаем с Министерством культуры.
Если говорить конкретно об объектах, то в Калининграде уже введены в эксплуатацию 12 из 14 объектов, среди них филиал Третьяковской галереи. Это по-настоящему уникальное здание. Архитектурной доминантой объекта стала 50-метровая башня. Особенностью галереи также стали выставочные залы с естественным освещением и инновационной системой климат-контроля.
Удалось создать не просто здание, а технологический эталон для будущих музейных комплексов страны. Открытие филиала продолжило развитие Третьяковской галереи, которая благодаря Вашей, Владимир Владимирович, поддержке в прошлом году открыла новое здание на Кадашёвской набережной в Москве. В текущем году в Калининграде также открыли Высшую школу музыкально-театрального искусства. Образовательный процесс начнётся с 1 сентября 2025 года.
Строительство остальных объектов кластера Калининграда, в том числе филиала Большого театра, продолжается. Строительная готовность объекта – 58 процентов. Планируем в ближайшее время ещё усилить – дополнительно добавить строителей.
В Кемерове завершено девять из 12 объектов. Организован образовательный процесс в хореографической академии и в зданиях музыкальных школ, созданы условия для проживания обучающихся. В текущем году сдан многоквартирный дом для преподавателей. Строительная готовность объектов – более 59 процентов.
В Севастополе введены два из семи объектов. Начала работу хореографическая академия. В этом году, осенью, планируем ввод музейного комплекса. Здесь нам постоянно мешают, конечно, обстрелы, атаки различными средствами, беспилотными летательными аппаратами. Несмотря на это, стройка идёт. В следующем году мы планируем сдать этот объект. Готовность – 67 процентов. Все сложности преодолены, работа настроена. Это сложнейший технологический объект, который находится в красивейшем месте на мысе Хрустальный.
Во Владивостоке введены в эксплуатацию 10 из 13 объектов, в том числе филиал Хореографической академии, Центральной музыкальной школы и Российского института сценических искусств.
Самый сложный объект, который находится в уникальном месте, сопке Орлиное Гнездо, объединил Театр оперы и балета на 1450 мест, музейный комплекс и Высшую школу музыкально-театрального искусства. Это самый большой комплекс площадью 180 тысяч квадратных метров.
Здесь также были проблемы, связанные с заменой иностранных архитекторов и подрядчиков. Готовность здесь невысокая, требует особого решения, но надеемся, что к концу 2026 года основные строительные работы будут завершены. И где-то в начале 2027 года планируем завершить пусконаладку.
Создание кластеров увязано с обновлением городской среды, благоустройством прилегающих территорий, развитием агломераций. Также комплексно с губернаторами занимаемся развитием прилегающих территорий. Ведётся проектирование и строительство четырёх гостиничных комплексов суммарно на 990 мест с общей площадью 76 тысяч квадратных метров с привлечением внебюджетных источников, которые также будут удобны и для артистов, которые будут приезжать с гастролями, и для посетителей, и в целом для развития туризма в данных городах, где они строятся.
Введённые объекты становятся центрами притяжения для жителей и гостей из других регионов и стран, обеспечивают доступ к русской культуре и искусству.
В завершение хочу ещё раз сказать спасибо вам, Владимир Владимирович, за постоянную поддержку и внимание к этому проекту. Также хочу поблагодарить Минкультуры, Ольгу Борисовну лично – мы постоянно в режиме наблюдательных советов работаем над тем, чтобы не только достроить, но и запустить эти проекты в эксплуатацию. Также губернаторы лично занимаются, строители, проектировщики и все, кто задействован при создании этих объектов. Надеюсь, что с поставленными задачами справимся. Страна получит хорошие и достойные объекты.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Ольга Борисовна, пожалуйста.
О.Любимова: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Действительно, трудно переоценить значимость создания культурно-образовательных комплексов, объединяющих филиалы ведущих российских творческих вузов, музеев и театров нашей страны.
12 июня, в День России, свои двери открыл долгожданный филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Это, действительно, подарок для жителей региона, многочисленных гостей и туристов. Мы очень радуемся уже высокой посещаемости, и первые цифры: с момента открытия уже 30 тысяч человек посетило. Мы предполагаем, что до конца года в галерею смогут прийти не менее 200 тысяч человек.
Филиал открылся уникальным выставочным проектом «Пять веков русского искусства». В Калининград приехали 300 шедевров из коллекции Третьяковской галереи, в которой объединились жемчужины творчества Репина, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Малевича и Мухиной.
Отдельное внимание мы уделяем, конечно же, детям. В новом филиале уже функционирует мультимедийная экспозиция, детский музей. В галерее также работает мультимедийный зал – «История Третьяковской галереи», который знакомит посетителей разных возрастов с историей создания Музея национального искусства России с момента начала формирования коллекции Павлом Третьяковым и до наших дней.
Масштабные выставки, культурно-просветительские проекты, кинопоказы, лекции, детский образовательный музейный центр, открытая библиотека – это всё важные компоненты большой программы, специально разработанной большой командой Третьяковской галереи для Калининграда.
Владимир Владимирович, также отмечу, что с сентября Минкультуры России планирует начать образовательный процесс в новом здании Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Подготовка высокопрофессиональных кадров и их закрепление в регионах для развития сферы культуры уже начались там, где предусмотрено открытие комплексов. Во Владивостоке, Калининграде и Кемерове открыты филиалы Центральной музыкальной школы, Академии исполнительского искусства Московской государственной академии хореографии и Российского государственного института исполнительских искусств в Севастополе, Академии хореографии.
В культурно-образовательных комплексах обучается более 2 тысяч юных дарований и преподают около 400 преподавателей, которые приезжают из самых разных регионов и трудятся в наших уже открывшихся образовательных учреждениях.
Кроме того, строятся здания театров, а их творческая деятельность во Владивостоке и Севастополе уже идёт полным ходом. Академию хореографии в Севастополе возглавила наши прима-балерина Большого театра народная артистка России Мария Александрова, а художественным руководителем Севастопольского государственного театра оперы и балета назначен заслуженный артист России лауреат Государственной премии Российской Федерации Ильдар Абдразаков. Сейчас театр ведёт работу над постановкой оперы «Алеко» Сергея Рахманинова, написанной по поэме Александра Сергеевича Пушкина. Ильдар Амирович [Абдразаков] сам выступает режиссёром и планирует исполнить главную роль. Премьера оперы изначально состоится в музейно-храмовом комплексе «Новый Херсонес», а затем постановка будет представлена в концертном зале «Зарядье» и в Мариинском театре.
Ещё одним долгожданным проектом в Севастополе станет создание Российской галереи искусства. Она откроется знаковой экспозицией для города – «Галереей героев Севастополя» – об истории города. Для посетителей нового выставочного пространства будут работать также и детский, и молодёжный просветительские центры, а также центр цифрового искусства.
Весной 2026 года мы представим в Российской галерее искусств очень яркий проект. Он будет посвящён творчеству гениального Александра Дейнеки, беззаветно любившего Севастополь и посвятившего ему большое количество своих произведений.
Не могу не отметить Приморскую сцену Мариинского театра, концертно-театральный комплекс, расположенный во Владивостоке. В репертуаре филиала уже 23 оперы и 14 балетов по произведениям отечественных и зарубежных авторов. Театр ведёт очень активную гастрольную деятельность по России. Регулярно наши коллеги выступают и в Большом театре, и в Мариинском театре, и за рубежом. В этом году блистательно представили свои работы в Пхеньяне. Планируем также гастроли в Китай. Так что деятельность филиалов Большого и Мариинского театров в Калининграде и Кемерове будет запущена после ввода соответствующих зданий в эксплуатацию, как было уже сказано.
Благодарю за внимание. Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо.
Алексей Сергеевич, пожалуйста.
А.Беспрозванных: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Владимир Владимирович, хочу искренне поблагодарить Вас за идею создания культурно-образовательного музейного комплекса в Калининградской области и всестороннюю поддержку в его реализации. Благодаря Вашему решению сегодня жителям области открывается доступ к богатому культурному наследию страны и возможностям для развития творческих талантов наших детей.
Сегодня в высокотехнологичном культурном кластере создано свыше 1,5 тысячи рабочих мест. Безусловно, это придаёт нашему региону новый импульс и новый уровень развития сферы культуры.
Прежде всего учреждения комплекса будут выполнять стратегически важные задачи по изучению и сохранению национального достояния России и трансляции опыта отечественных школ культуры и искусства. Это особенно актуально в нашем самом западном регионе России.
Отдельно хочу поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за решение о праздновании юбилея образования Калининградской области. В следующем году мы отмечаем 80-летие региона, и запуск таких культурных объектов в преддверии праздника – это, конечно, особенно символично.
Создание культурного комплекса открывает и ряд возможностей для региона. В первую очередь это новый символ Калининградской области, который, безусловно, формирует образ будущего региона и культурный код всей нашей области.
Кроме того, строительство культурно-образовательных объектов становится ярким примером комплексного развития территории. Мы видим, как сегодня в Калининграде формируется новый современный район города, рядом с комплексом строится пятизвёздочная гостиница. Уже сейчас территория становится местом привлечения частных инвестиций, общая сумма которых в ближайшее время составит более 35 миллиардов рублей.
Сегодня в регионе уже работают три учреждения культуры – это филиалы Московской государственной академии хореографии, Центральной музыкальной школы, а также филиал Третьяковской галереи, который, как уже сказали, открылся в День России.
В образовательных учреждениях нашего кластера уже обучается 557 человек из 31 региона России и двух зарубежных стран. В сентябре примем студентов в новое здание филиала Российского государственного института сценических искусств, а в следующем году завершим строительство филиала Большого театра.
Культурно-образовательный комплекс имеет огромное значение не только для жителей, но и для гостей области, которых с каждым годом у нас становится всё больше и больше. Мы прогнозируем, что в этом году наш регион посетят около 2,5 миллиона человек.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Благодарю Вас за постоянное внимание и поддержку нашего региона. Все мы сегодня понимаем, что масштаб таких проектов вносит неоценимый вклад в развитие наших будущих поколений.
Очень ждём Вас в регионе, чтобы Вы увидели всё лично. Также приглашаем Вас принять участие в праздновании юбилея Калининградской области в следующем году. Всегда рады видеть Вас на калининградской земле.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое, Алексей Сергеевич.
Пожалуйста, Елена Владимировна Проничева, Третьяковка.
Е.Проничева: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы сегодня приветствуем вас с площадки уже открывшегося нашего нового дома в самой западной части нашей страны, из филиала Третьяковской галереи. Это, безусловно, очень волнующий момент, действительно исторический момент в истории Третьяковской галереи и в принципе в истории музейной отрасли Российской Федерации.
Наше здание – 17 тысяч квадратных метров, это уникальные экспозиционно-выставочные залы, которые насчитывают около 4 тысяч квадратных метров, которые дают возможности по самым современным музейным технологиям выставлять самые древние и самые знаковые шедевры из собрания Третьяковской галереи.
Ольга Борисовна вкратце рассказала про нашу выставку открытия «Пять веков русского искусства». Я бы хотела добавить, что изначально концепция формировалась, безусловно, исходя из интересов жителей Калининградской области, а также тех туристов и тех людей, кто приезжает, посещает Калининградскую область.
Наша основная задача – сделать музейный фонд Российской Федерации доступным, чтобы каждый, кто приезжал в Калининград и в Калининградскую область, не только жители, мог познакомиться с богатейшим наследием, с богатейшими фондами Третьяковской галереи. Это действительно уникальная возможность.
Мы, лично я и от коллектива Третьяковской галереи, хотели бы поблагодарить прежде всего Вас, Владимир Владимирович, за ту инициативу, за то решение, которое было принято, о строительстве культурно-образовательных и музейного комплекса нашего, потому что из четырёх объектов два закреплены за Третьяковской галереей. Это, безусловно, огромная ответственность.
Огромное спасибо Хуснуллину Марату Шакирзяновичу за то, что был неустанный контроль за темпами строительства, и, конечно, это, безусловно, его личный вклад. Нашему Министерству культуры и Ольге Борисовне Любимовой лично. Правительству Калининградской области и Беспрозванных Алексею Сергеевичу.
Конечно, безусловно, отдельное личное спасибо Антону Андреевичу Алиханову, потому как все коллеги системно поддержали нас, и были созданы невероятно комфортные условия для открытия и, действительно, успешного старта нашего филиала в Калининграде.
Я бы хотела отметить, что сегодня в калининградском филиале Третьяковской галереи работает 184 человека, и 180 из них – это жители Калининграда и Калининградской области. И, безусловно, это стало результатом такой продолжительной работы и с федеральными университетами, в том числе с Балтийским федеральным университетом имени Канта и с Дальневосточным федеральным университетом при созданной нами совместной магистратуре.
Пользуясь случаем, также хотела бы сказать, что у нас в прошлом году открылся наш новый корпус – корпус на Кадашёвской набережной. Корпус открылся уникальным проектом, посвящённым творчеству передвижников, который в прошлом году посетили более 430 тысяч человек. И это, конечно, уникальный объект, такой же современный, высокотехнологичный, как и наш филиал в Калининграде. И это действительно, как сказала Ольга Борисовна, в определённой степени существенно поднимает тот уровень музейных пространств и музейного оснащения, который сегодня есть. И мы, действительно, в рамках всех международных стандартов и критериев.
Пользуясь случаем, хотела бы сказать, что завтра мы открываем уникальный проект, посвящённый творчеству Александра Дейнеки. Выставка называется «Гимн жизни». Как раз в нашем новом здании, на Кадашёвской набережной. Основой этой выставки станет уникальная коллекция Курской картинной галереи. Более 200 работ мы привозим в Москву впервые в истории Москвы. Мы бы хотели пригласить Вас, Владимир Владимирович, посетить наш новый корпус на Кадашёвской набережной, познакомиться с ним, с уникальным собранием из Третьяковской галереи и теми выставками, уникальными выставками, которыми Третьяковская галерея славится.
Спасибо большое.
В.Путин: Елена Владимировна, у вас как оформлено юридически вот это учреждение в Калининграде, как ваш филиал?
Е.Проничева: Владимир Владимирович, это наше структурное внутригосударственное подразделение Третьяковской галереи, федерального учреждения культуры. Это наше структурное подразделение в общей численности.
В.Путин: Понятно.
Е.Проничева: Оно не обособлено и не отдельное юридическое лицо.
В.Путин: Очень правильно. Я потом попозже ещё об этом скажу.
А руководитель этого учреждения, должность какая у него?
Е.Проничева: Директор филиала.
В.Путин: Директор филиала? Хорошо. Понял. Я к этому вернусь ещё.
Спасибо большое.
Е.Проничева: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, Приморский край, Кожемяко Олег Николаевич.
О.Кожемяко: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Рад приветствовать Вас из Владивостока.
Мы находимся на площадке будущего музейного культурно-образовательного комплекса, который расположен на сопке Орлиное Гнездо, в самом центре столицы Дальнего Востока.
Само по себе здание, которое мы видим за моей спиной, представляет собой архитектурную доминанту города Владивостока как центра культуры России у ворот Азиатско-Тихоокеанского региона.
Комплекс зданий строится на вершине самой высокой сопки. Её верхняя точка будет находиться на уровне 185 метров, что позволит его видеть со всех уголков города и моря.
Конечно, строительство такого удивительного комплекса будет ярким украшением, как и мосты Владивостока, а также даст новый импульс развитию туризма.
Владивосток ежегодно посещает более 2 миллионов туристов, из них 500 тысяч – жители Китая. Наша культура вызывает у них огромный интерес, и особенно наше национальное богатство – это опера, балет, классическая музыка, живопись.
По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы ежегодно проводим Международный азиатский театральный фестиваль. Валерий Абисалович Гергиев ежегодно проводит Международный музыкальный фестиваль в Мариинке, на котором присутствуют тысячи гостей и участников.
Для будущих гостей и участников «Промстройбанк» построит великолепную гостиницу в шаговой доступности от этого комплекса. И конечно, на этой площадке будут размещены экспозиции Третьяковской галереи и Эрмитажа, что позволит нести российскую культуру к нашим добрым соседям, организовывать гастрольные туры, принимать у себя творческие коллективы из соседних стран, ведь в радиусе тысячи километров от Владивостока проживает 300 миллионов человек. Нам есть кому показывать российскую культуру.
Музейный и культурно-образовательный комплекс станет новым украшением и, безусловно, изменит облик города. Это станет настоящей культурной жемчужной России на тихоокеанском побережье. Спасибо Вам за ту поддержку и работу, которую Вы делаете для города Владивостока.
В.Путин: Как работа по срокам?
О.Кожемяко: Сегодня на стройке находятся 1,5 тысячи человек. 37 процентов готовности. В сентябре будет добавлено до 2,5 тысячи, к концу года выходит на 3 тысячи. Сейчас работа уже вошла в плановый характер, готовится своевременно проектно-сметная документация. Поэтому те сроки, которые были поставлены по сентябрю 2026 года, и по заверениям строителей, и мы видим по тем вопросам, которые связаны с инфраструктурой, связаны с техпрессами, будут решены. Пока каких-то осложнений не видим.
В.Путин: Что касается изменений требований заказчика, я имею в виду сначала концертный зал, потом полноценный театр, потом опять концертный зал. Что сейчас? На чём сердце остановилось?
О.Кожемяко: Сердце остановилось на зале театра оперы и балета, который строится. Он на 1400 мест. С учётом того, что мы вместе с Валерием Абисаловичем нашли совместно для зала Прокофьева ещё на 600 мест и зала Стравинского на 300 мест, то это будет в общей сложности почти 2 тысячи зрительских мест, что будет формировать и характеризовать его как один из самых больших мировых театральных комплексов.
В.Путин: То есть и театр, в конечном итоге, и полноценный концертный зал, да?
О.Кожемяко: Да, это у нас театр оперы и балета. И конечно, и концертные залы. Будет ещё два концертных зала: на 600 и на 300 мест.
В.Путин: Ладно, хорошо. Хорошо, спасибо.
Пожалуйста, Середюк Илья Владимирович, Кузбасс.
И.Середюк: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
По Вашему поручению в городе Кемерово активно идёт реализация масштабного проекта по созданию культурно-образовательного и музейного комплекса.
В настоящее время уже введён ряд объектов: это учебные корпуса филиалов Центральной музыкальной школы, Московской государственной академии хореографии, Российского государственного института сценических искусств. Кроме того, мы ввели в эксплуатацию многоквартирные дома для педагогов и сотрудников и общежитие для студентов. Также ввели в эксплуатацию фонды и хранилища.
Получается, что уже сегодня культурно-образовательный комплекс имеет большое значение не только для Кузбасса, но и для всей Сибири. Здесь сегодня обучается молодёжь. Географию взяли: 25 регионов Российской Федерации, в том числе есть студенты из Республики Беларусь. Ожидаем, что по итогам приёмной кампании 2025 года, которая сейчас уже идёт, количество студентов составит уже около 900 человек. Привлечены преподаватели из ведущих вузов страны.
Что ещё мы делаем на базе созданного кластера? Более ста творческих сотрудников со всей Сибири прошли повышение квалификации по работе с одарёнными детьми. Мы этот проект реализовали вместе с фондом «Талант и успех» центра «Сириус».
Также мы организовали работу и с новыми территориями. Мы принимали студентов из Луганска по обмену. А 1 июля мы запускаем подготовку по профессиям в сфере креативных индустрий для участников специальной военной операции.
Сегодня, Владимир Владимирович, остаётся в работе у нас филиал Мариинского театра (он прямо у меня за спиной), филиал Русского музея и Кузбасский центр искусств (он тоже за спиной). И все они расположены (уникальность постройки), таким образом сделано, что они находятся под одной крышей и создают уникальную творческую площадку – рекреацию, холл театра для неформальных творческих мероприятий.
Вокруг комплекса мы создаём новую городскую среду. Привели в порядок парк имени Жукова и там установили стелу «Город трудовой доблести».
Уважаемый Владимир Владимирович!
Хотел, пользуясь случаем, от имени своих земляков поблагодарить Вас за решение о присвоении городу Кемерово этого почётного звания. Таких городов в Кузбассе уже четыре.
Рядом с театральным комплексом построен мост, благоустраивается набережная, все прилегающие пространства. Также возводится ИТ-школа совместно со Сбером (это «Школа 21»), строит гостиницу «Промсвязьбанк» (также находится у меня за спиной) на 290 мест, архитектура выдержана в едином облике.
Большую роль в создании этих объектов сыграл ныне Министр энергетики Сергей Евгеньевич Цивилев, и мы до сих пор с ним на связи по вопросам развития Кузбасса.
То, что происходит сегодня здесь, – по сути, это новая мощная точка притяжения. Под кураторством Марата Шакирзяновича в пешей доступности мы приступили к реализации масштабного проекта комплексного развития территории мощностью 3 миллиона 400 тысяч квадратных метров жилья. Там появится необходимая социальная инфраструктура, школы, детские сады, зелёные зоны, велодорожки.
Кстати, в апреле был Пасхальный фестиваль, с гастролями был Валерий Абисалович. Провёл здесь, на стройплощадке, штаб, оценил ход работ и был впечатлён темпами, масштабами, идеями.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уверен, мы с задачами по строительству комплекса и благоустройству прилегающей территории успешно справимся. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо.
То есть в целом идёт по графику, да, у вас?
И.Середюк: Владимир Владимирович, сегодня на площадке более 2 тысяч человек. Вопросы поставки материалов решены. На постоянной связи с Маратом Шакирзяновичем, если возникают какие-то вопросы или посоветоваться. Проблемных вопросов нет. Идём в графике.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Развожаев Михаил Владимирович, Севастополь.
М.Развожаев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги, добрый день!
Сейчас мы находимся на внутренней площади практически уже завершённого строительства здания потрясающего комплекса Российской галереи искусств. За моей спиной находится потрясающее здание Театра оперы и балета. Вы видите, уже полностью возведён корпус, идёт монтаж кровли и, в общем-то, уже внутренние работы начинаются.
Пространство мыса Хрустальный полностью преображается. Сегодня севастопольцы, потому что уже видны очертания будущего комплекса, говорят, что здесь, на мысе Хрустальном, место, где начинается будущее.
Академия хореографии уже запущена, работает, как Вам докладывал, Владимир Владимирович, недавно. Почти год она работает. 200 студентов, учащихся в нашей севастопольской хореографической академии.
За это время поставили 10 спектаклей. Всегда полные залы в учебном театре, в Академии хореографии. На Новый год радовали гостей города и севастопольцев «Щелкунчиком», другими постановками. Недавно был потрясающий концерт поставлен к 80-летию Победы. А совсем недавно приехали ребята из Хореографической академии Краснодарского края, для того чтобы поставить вместе с нашими севастопольскими учащимися концерт памяти Григоровича. Конечно, ребята из Краснодарского края пришли в восторг. Это возможности от количества залов, от оснащения, от всего, что создано в Академии хореографии. Как я уже говорил, эксперты считают, что это одна из лучших балетных школ в мире сегодня.
Российская галерея искусств, которая уже буквально скоро заедет в своё новое здание, тоже работает. Благодаря этому новому федеральному учреждению севастопольцы смогли посмотреть потрясающие выставки за то время, как создано федеральное учреждение, от картин Айвазовского до выставки Малевича, которые привозили в Севастополь пока на временную площадку, где располагается учреждение. Тем не менее формируется коллектив, традиции.
Сейчас уже Ольга Борисовна говорила о том, что одним из знаковых проектов в нашей галерее искусств будет «Галерея героев Севастополя». Это очень значимо и важно для города. Кроме того, наверное, впервые за последний век, за 100 лет, в Севастополе будет формироваться новая национальная коллекция художественного изобразительного искусства.
И сегодня я, конечно, хочу поблагодарить Министерство культуры, лично Ольгу Борисовну за то, что рачительно занимается как раз формированием этих будущих коллекций нашей российской галереи искусств.
Театр оперы и балета, который тоже ждёт своё здание, также работает. Вот уже было сказано, что Ильдар Амирович Абдразаков его возглавил. Каждый год потрясающий наш фестиваль «Опера в Херсонесе», уже последние три года театр ставит свои постановки.
В прошлом году это был балет «Грозовой перевал», который потом успешно был представлен в Большом театре в Москве. Кстати, в этих постановках уже также участвуют и заняты ребятишки из хореографической академии.
В целом, конечно, Владимир Владимирович, самое главное, что архитектурный замысел совершенно потрясающий. Вы знаете, что архитектор Вольф Прис, который входит в десятку мировых звёзд архитектуры, выполнил этот проект и продолжает его авторский контроль.
Пространство преображается. По Вашему поручению 15-гектарный парк будет рядом с комплексом, благоустроены все пространства, и будет создана единая пешеходная зона от старого центра города, от Приморского бульвара, через мыс Хрустальный, Карантинную бухту, где «Промсвязьбанком» будет строиться гостиница, до «Нового Херсонеса». То есть это будет единое пешеходное потрясающее пространство, более пяти километров длиной. Конечно, это изменит туристический потенциал Севастополя и улучшит качество жизни горожан.
Поэтому, Владимир Владимирович, проект реализуется, выходит на финальную стадию. Хотел от севастопольцев поблагодарить Вас за этот потрясающий, грандиозный, визионерский проект – проект действительно про будущее. Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Вы знаете, что в завершение этой части я хотел бы сказать.
Во-первых, у меня вопрос к Елене Владимировне Проничевой, Третьяковка. Подскажите, пожалуйста, Елена Владимировна, как вы формируете то, чем наполняется этот ваш филиал в Калининграде?
Е.Проничева: Владимир Владимирович, выставка-открытие у нас – «Пять веков русского искусства». И конечно, для нас основной задачей было собрать и представить лучшее, что есть в собрании Третьяковской галереи в нашей основной коллекции.
Мы очень хорошо понимаем, что Калининград и потенциал Калининградской области с точки зрения развития туризма огромен, и для нас стратегически важно, чтобы филиал жил не только как такой домашний музей для жителей Калининградской области, но и некая такая точка касания, точка доступа к тому богатейшему наследию, которое хранится в Третьяковке.
Следующие выставочные проекты, которые уже сейчас сформированы, у нас план выставочной деятельности на три года вперёд сформирован, на сегодняшний день они построены по этому же принципу.
Будут показаны [экспонаты] от древнерусской живописи, и у нас отдельно предполагается выставочное пространство, мы называем его «зал классического искусства». Отдельно будут в том числе и выставки живописи, и скульптуры второй половины ХХ века, и, конечно, современного искусства. То есть мы будем показывать общую ретроспективу того, что есть для того, чтобы действительно стать точкой, куда можно будет приехать, прийти, не только приятно провести время, но и всё-таки что-то узнать, что-то изучить и познакомиться с искусством нашей страны.
Отдельно хотела бы сказать, что мы очень хорошо понимаем. В Третьяковской галерее в Москве посещаемость за прошлый год 2,5 миллиона человек, это плюс 20 процентов к 2023 году. Это достаточно существенные цифры. Мы понимаем, что не все могут и имеют возможность доехать, добраться до Москвы, а всё-таки люди отдыхают на море, проводят время, проводят отпуска с детьми, и, конечно, это уникальная возможность познакомиться с искусством. Калининградская область эту возможность даёт в самых современных условиях.
Мы, конечно же, готовимся к открытию, очень ждём нашего филиала во Владивостоке. Отдельно обсуждаем с Эрмитажем выставочные проекты, которые будут представлены в нашем новом здании, в нашем новом доме. Мы называем себя «Национальный музей от моря до моря». Это тоже очень важно. От самой западной точки России до самой восточной присутствует Третьяковская галерея.
В.Путин: Вы упомянули про основную коллекцию. Но у вас же и запасники огромные. Постоянная какая-то экспозиция будет в этом филиале присутствовать?
Е.Проничева: Для того чтобы мы постоянно интересовали посетителей, мы предполагаем, что будут некие экспозиции достаточно длительные. Мы сейчас обсуждаем возможность экспонирования как раз в зале классического искусства от полутора до 3 лет и с определённой ротацией, для того чтобы как можно больше знакомить с большим количеством произведений. То есть задача доступности музейного фонда национального благосостояния для нас приоритетна.
В.Путин: Это очень важно и, по-моему, очень правильный подход.
Что я хотел бы сказать в завершение этой части нашего обсуждения. Здесь очень важно, чтобы была такая постоянная, живая связь с «материнскими» учреждениями, постоянно. В этом в известной степени и был смысл сделанного в своё время предложения по созданию таких центров. Первое.
Второе, сейчас я обращаюсь к руководителям регионов и, конечно, к коллегам из Правительства: нужно создать максимально благоприятные условия для работы специалистов в этих учреждениях. Это и уровень заработной платы, это и обеспечение жильём и так далее. Потому что иначе будет очень трудно или практически невозможно сформировать дееспособные коллективы самого высокого уровня и класса.
Я думаю, что здесь всё это понятно. И прошу руководителей регионов обязательно вместе с коллегами из Министерства культуры, вообще из Правительства взять это под особый контроль. Просто так уговорить и приехать жить в общежитие, знаете, вряд ли ждёт вас успех на этом направлении. Условия жизни должны быть высокими.
И конечно, нужно, вне всяких сомнений, безусловно, обеспечить связь этих объектов в регионе, как я уже сказал, с «материнскими» учреждениями культуры в центре. И вот то, что сейчас было сказано Еленой Владимировной Проничевой, то, что это структурное подразделение Третьяковки, на мой взгляд, это правильный подход. И нужно сделать так везде.
Почему? Потому что, если мы хоть в чём-то и как-то всё будем передавать в регионы, это превратится, может быть, и наверняка в хорошие учреждения, но всё-таки регионального уровня. А у нас смысл реализации этого проекта в том, чтобы на местах, в этих регионах, а они в известной степени каждый по-своему уникален, но в чём-то являются ключевыми центрами регионального значения, чтобы здесь появлялись федеральные центры образования и культуры.
Изначально смысл заключался в том, я исхожу из того, что мы реализуем эту задачу, чтобы культурные достояния, которые представлены в ведущих центрах страны, в Москве и в Петербурге, чтобы эти культурные достояния выносились на периферию. И делаем это для того, чтобы укреплять духовное, культурно-образовательное пространство страны. В этом основной смысл.
Конечно, всегда не хватает денег на социальные вещи, на здравоохранение, на образование, на культуру. Всегда нужны средства на текущую работу. Но если таких значимых шагов вперёд мы не будем делать, то на таком среднем уровне и будем оставаться. А когда будем создавать центры, подобные тем, о которых мы сейчас говорим, то и местный, и региональный уровни так или иначе будут подтягиваться к тому уровню, который мы сейчас с вами пытаемся создать благодаря строительству тех центров, ради обсуждения работы над которыми мы сейчас и собрались.
<…>