Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Государственного Совета по направлениям социально-экономического развития страны.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Как вы знаете, 7 мая был подписан Указ Президента России о национальных целях развития: о наших важнейших долгосрочных приоритетах, о фундаментальных задачах, стоящих перед обществом и государством.

А это прежде всего – мы с вами постоянно об этом говорим – сбережение народа, укрепление здоровья людей и повышение благополучия российских семей, новые возможности для того, чтобы каждый человек мог максимально раскрыть свои способности и таланты, добиться успеха; это создание комфортной и безопасной среды для жизни, улучшение экологической ситуации в городах и посёлках.

И конечно, в числе национальных целей – повышение устойчивости экономики, достижение качественно новой динамики отраслей, прежде всего на основе укрепления технологического суверенитета России, подготовки современных кадров, широкого использования новаторских цифровых решений.

По всем этим направлениям до 2030 года и на перспективу до 2036 года установлены конкретные ориентиры и задачи. О многих из них было сказано и в Послании Федеральному собранию в феврале этого года.

Повторю, что главная, содержательная работа по достижению национальных целей ведётся, конечно, не в кабинетах – мы всегда с вами об этом говорим. Она идёт на местах, в субъектах Федерации, в наших городах и посёлках. А это значит, что определяющую роль здесь играют усилия региональных и муниципальных команд, предпринимателей, общественных объединений да и инициативы граждан не в последнюю очередь.

Поэтому закономерно, что сегодняшнее заседание Совета по стратегическому развитию мы проводим совместно с комиссиями Государственного Совета, с коллегами из субъектов Федерации. Знаю – с утра мы с некоторыми сотрудниками Администрации об этом уже говорили, – что вчера в формате круглых столов вы обсуждали, как наиболее эффективно выстроить работу по достижению национальных целей, как максимально чётко, слаженно наладить взаимодействие органов власти на всех уровнях.

Рассчитываю, что руководители регионов, председатели профильных комиссий Госсовета расскажут об итогах этих дискуссий, представят свои рекомендации Правительству перед финальным этапом проработки всех деталей национальных проектов.

Прошу коллег внимательно проанализировать предложения субъектов Федерации и дополнительно, не формально, а по существу нацелить министерства на активное привлечение регионов, гражданского общества, бизнеса к подготовке новых национальных проектов.

Повторю: речь идёт не о проектах отдельных ведомств, а о масштабных, взаимоувязанных программах, которые должны работать на решение общих системных задач, важных для всех граждан страны.

До конца лета национальные проекты должны быть составлены и скоординированы между собой. Мы с вами знаем, у всех на слуху: основные задачи будущего страны в значительной степени решаются на линии боевого соприкосновения – никогда не нужно об этом забывать. И мы все вместе – все, кто здесь сидит, и все ваши команды на местах – должны работать именно так, как наши ребята работают на линии фронта. Работать надо постоянно, напряжённо, понимая, в какой момент истории России мы с вами работаем. И именно из этого выстраивать и цели, задачи, и сам стиль работы сегодняшнего дня.

Должно быть всё согласовано между различными ведомствами и уровнями власти, внесено на рассмотрение Совета по стратегическому развитию. И конечно, нужно в деталях проработать их финансовую часть. Напомню, что для этого мы расширили горизонт финансового планирования государства с трёх до шести лет.

Да, в дальнейшем проекты, конечно же, будут дополняться новыми инициативами, жизнь будет вносить свои коррективы – это естественно. Но уже сейчас можно сказать, что расходы на национальные проекты станут ядром, наиболее весомой частью бюджета развития на федеральном и региональном уровнях, а значит, и ключевым направлением для всех уровней власти.

Убеждён: несмотря на объективные трудности, которые нам пытаются создать из-за рубежа, и несмотря на текущие испытания, с которыми мы сталкиваемся, у нас тем не менее есть все возможности, ресурсы, кадры для реализации намеченных планов, для уверенного, долгосрочного, комплексного развития России, наших территорий, регионов, населённых пунктов.

При этом вновь обращаю внимание: результат нацпроектов будем оценивать не по тому, сколько мероприятий проведено или какой объём средств освоен, а по тому, как достигаются национальные цели развития, как реально меняется жизнь людей и, конечно, как сами граждане оценивают эти изменения. Прошу участников нашего совещания исходить из этих принципиальных соображений.

Давайте начнём работать. Слово – Андрею Сергеевичу Никитину. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

А.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Хотел бы сказать несколько слов о важнейших задачах, которые сформулированы в национальном проекте «Семья». Новый нацпроект будет содействовать приросту ожидаемой продолжительности жизни. Программы по охране материнства и детства, системе долговременного ухода, модернизации и строительству социальных учреждений оказывают существенное влияние на этот показатель и, конечно, поддерживаются губернаторским корпусом. В них вовлечён практически каждый житель нашей страны.

Большой шаг сделан в цифровизации социальной сферы. Находясь дома, человек может записаться ко врачу, посмотреть анализы в личном кабинете, подобрать пакет мер соцподдержки. Всё это даёт людям новое качество жизни, и эти направления, конечно, нужно продолжать.

Сегодня преодолены риски бедности, риски роста бедности. Мы достигли показателя по стране 8,5 процента. Существенный вклад здесь вносят единый подход к мерам соцподдержки населения и программы социальных контрактов. С Министерством труда мы согласовали механизмы расширения возможностей соцконтракта для многодетных семей на новый цикл национальных проектов.

Снижению уровня бедности будет способствовать и Ваше поручение по введению новых подходов к системе оплаты труда с 2027 года для работников бюджетной сферы и ускоренное повышение минимального размера оплаты труда.

Наш стратегический приоритет – это повышение суммарного повышение коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году. Здесь нужны особые и очень важные решения.

Хотел бы начать с практики. По Вашему поручению в этом году Новгородская, Тамбовская и Пензенская области стали пилотными регионами по выходу из так называемой демографической зимы. В рамках федерального пилотного проекта по повышению рождаемости мы проводим анализ проблем репродуктивных установок именно в малых городах и населённых пунктах. У нас это Валдай, Боровичи и Старая Русса.

В ходе работы стало очевидно, что решение создать семью и родить ребёнка связано не только и не столько с социальной политикой – на это влияет целый ряд факторов в разных сферах жизни людей. Жители называют такие приоритеты в порядке важности: первый – это новое жильё. Напомню: в малых городах уже очень давно не строилось нового жилья. Второе – это, конечно, развитая инфраструктура и благоустроенная территория проживания. И, безусловно, высокое качество медицинской помощи и наличие современного медицинского оборудования.

Те средства, которые мы получили в рамках пилота, мы направили на обновление коммунальной, транспортной инфраструктуры, на ремонт молодёжных центров, строительство семейных МФЦ и уличных спортивно-игровых площадок.

Мы привлекли застройщиков для строительства многоквартирных домов. Это было непросто, потому что, конечно, застройщикам выгодно застраивать большие города и большие площадки.

И сегодня, хотя пилот начался с января, мы уже видим хоть небольшой, но рост рождаемости, рост постановки женщин на учёт.

Наш резерв – это малые города и населённые пункты: там живёт более 40 миллионов человек. Именно там должна формироваться комфортная среда для жизни. Нужно обеспечить возможность следовать принципу: работай там, где живёшь, а не наоборот.

Уважаемый Владимир Владимирович, у нас вчера была живая дискуссия, связанная с вопросами демографии и принципами распределения финансовых средств. При этом постоянно звучал термин «экономическая эффективность национальных проектов». Но, если брать только его за основу формирования нацпроектов, мы можем не выйти на решение демографических задач.

Только когда мы сами искренне поверим в целесообразность развития наших малых городов и посёлков, в это поверят инвесторы и предприниматели. Они сейчас не приходят в такие города, потому что нет соответствующей инфраструктуры, как следствие, там и не формируются точки экономического развития. Поэтому, на наш взгляд, единственная возможность реализовать национальные цели развития в части демографии – это поставить на первое место во всех национальных проектах интересы семьи.

В связи с этим предлагаю провести аудит всех разрабатываемых сейчас нацпроектов и принципов распределения финансовых средств в интересах демографической политики, понять, что всё, что мы делаем, реально направлено на интересы семьи и детей.

Наверное, есть целесообразность разработать некий стандарт малого города или населённого пункта. Он должен отвечать на такие простые вопросы: какая инфраструктура, какие услуги и сервисы должны быть в комфортном городе, какое качество жилищно-коммунального хозяйства. Далее – оценить на соответствие стандарту все национальные проекты с акцентом на регионы так называемой демографической зимы, спланировать свою деятельность на предстоящий период по достижению национальных целей с учётом принципа – такое слово, наверное, правильное – семейноцентричности.

При этом, конечно, есть и поддерживающие задачи, мы их, безусловно, решим. Это необходимость частоты статистической оценки суммарных коэффициентов рождаемости, уровня бедности. Важно постоянно отслеживать, как меняется ситуация. Необходимо расширять семейные МФЦ, совершенствовать социальные услуги для семей с детьми. Безусловно, нам очень важен вклад корпоративного сектора, и здесь мы с коллегами обязательно обсудим программы по поддержке семьи и работников с семьями.

Конечно, надо уделять внимание модернизации объектов культуры: музеев, музыкальных школ, домов культуры, которые создают благоприятный климат для развития и воспитания многопоколенных семей.

Последнее – нам необходимо подумать о расширении программ подготовки управленческих команд, государственных и муниципальных, тех самых людей, которые и будут реализовывать национальные цели на уровне наших субъектов и наших муниципалитетов.

Уважаемый Владимир Владимирович, у нас принципиально важная задача – сделать так, чтобы нашим семьям, нашим родителям, нашим гражданам было комфортно рождать детей, комфортно их воспитывать в нашей великой и прекрасной стране. Считаю, что у нас есть все шансы сделать это в рамках сегодняшних национальных проектов.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Вы сказали про аудит – необходимо его провести. Вчера совещались, совещались. Это и есть аудит или этого недостаточно?

М.Мишустин: Предварительный аудит.

В.Путин: Пожалуйста, Ваш комментарий какой-то есть?

М.Мишустин: Владимир Владимирович, по задачам, связанным с проведением аудита: на сегодняшний день мы системно им занимаемся.

В.Путин: Андрей Сергеевич сказал, что нужно бы провести аудит всех наших планов.

М.Мишустин: Аудит мы проводим на наших стратегических сессиях. Сегодня как раз с Максимом Станиславовичем [Орешкиным] обсуждали порядок двухмесячной сессии. Одна из сессий будет посвящена аудиту, но аудит у нас постоянно в системе мониторинга. Могу показать соответствующий аудит внутри таблицы.

В.Путин: Татьяна Алексеевна, хотите добавить что-то?

Т.Голикова: Владимир Владимирович, Андрей Сергеевич сказал о том, что он бы хотел, чтобы все национальные проекты, которые будут готовиться, – он, может быть, неправильно употребил слово «аудит», – но он сказал, что подготавливаемые нацпроекты должны пройти, если хотите, верификацию на предмет соответствия мероприятий созданию благоприятной среды для семьи. Он вот это имел в виду.

В этом смысле речь идёт о нацеленности мероприятий на как раз создание благоприятной среды для семьи в малых городах и сельских населённых пунктах. Потому что основное внимание семьи сейчас уделяют даже не социальным пособиям и выплатам, а как раз жилью, инфраструктуре, чтобы это было. Вот что он имел в виду с точки зрения стандарта для семьи.

В.Путин: Андрей Сергеевич, да?

А.Никитин: Да, именно так.

В.Путин: Спасибо.

Пожалуйста, Станислав Сергеевич Воскресенский.

С.Воскресенский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Вашим Указом установлены национальные цели развития, и все они в комплексе – это фактически образ будущего страны. Вчера мы подробно обсуждали с членами Правительства, как добиться того, чтобы поставленные цели были выполнены. Договорились, что сегодня обсудим именно приоритеты – на чём надо будет сосредоточиться в нашей совместной работе.

В части здоровья нации появились новые цели. Наряду с продолжительностью жизни Вашим Указом установлена цель по опережающему росту продолжительности здоровой жизни, а также снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте. Проще говоря, чтобы люди меньше болели.

Это в том числе означает необходимость смещения акцента работы системы здравоохранения на профилактику заболеваний. Мы понимаем, что профилактика – это не только задача медицины: важно вообще создать условия для здорового образа жизни. В этой связи считаем важным реализовать отдельный федеральный проект по формированию здорового образа жизни. Здесь у нас единое понимание с Татьяной Алексеевной и с Минздравом.

В части медицины профилактика означает более высокую отдачу работы системы первичного звена здравоохранения. Поэтому важно продолжить преображение первичного звена здравоохранения. Кстати, облик преображается: вы знаете, что с 2019 года в стране отремонтировано более полутора тысяч поликлиник, построено более 4600 фельдшерско-акушерских пунктов. Но людям сегодня важна доступность медицинской помощи, проще говоря, попасть к врачу.

И здесь, Владимир Владимирович, есть вызов, учитывая общую ситуацию на рынке труда. Реальность такова, что если вообще ничего не делать, то попасть к врачу в прекрасно отремонтированных поликлиниках будет, возможно, сложнее.

Что делать в этой связи? Программа должна сопровождаться резким ростом эффективности. Вчера с коллегами-губернаторами мы, кстати, обсуждали, что на фоне нехватки врачей мы зачастую соревнуемся в денежных выплатах, в подъёмных доплатах, соцпакетах – главное, чтобы врач приехал работать. Но не у всех регионов есть такая возможность. И всё это наблюдаем и в других отраслях экономики. Какой выход? Как из ситуации, например, выходит предприятие? Тут только рост эффективности, и он даёт результат, другого варианта нет.

Поэтому мы считаем, что средства важно направлять не только на вложение в инфраструктуру, но и на развитие компетенции врачей и управленческих команд, то есть вложиться в людей. Кроме того, [нужно] внедрять современные технологии в помощь врачам, высвобождая ценное время врача, в том числе технологии телемедицины, искусственного интеллекта, а также более эффективно распределять работу между врачом и остальным персоналом.

Далее: Указом установлена ещё одна новая важная цель – снижение дифференциации показателя ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 25 процентов к уровню 2023 года. Напомню: сейчас разрыв между минимальным и максимальным значением составляет 13,3 года. Во многом – не во всём, но во многом – это связано с различиями в уровне системы здравоохранения между регионами. Мы здесь в этом смысле поддерживаем Минздрав, имея в виду скорректировать подход к распределению денег по модернизации первичного звена здравоохранения, имея в виду использовать не только численность населения, но и реальное состояние системы здравоохранения, а также плотность населения. Это особенно важно для коллег с Дальнего Востока.

Теперь по финансированию. По условию софинансирования программы модернизации первичного звена Вами, Владимир Владимирович, в 2019 году по итогам Госсовета по здравоохранению было установлено соотношение 90 на 10. Имею в виду 90 – федеральный бюджет, 10 – софинансирование со стороны регионов. Это было Ваше отдельное решение. Мы просим сохранить этот порядок софинансирования.

И последнее – это касается и здравоохранения, и, продолжая тезис Андрея Сергеевича Никитина о среде, дружелюбной для семей с детьми: речь идёт о детском здравоохранении. Кстати говоря, здесь есть результаты.

Напомню: с 2018 года младенческая смертность в нашей стране снизилась почти на 20 процентов, если быть точным – на 17,6 процента. Кстати, когда я сегодня готовился, ещё раз выверял цифры: с 2017 года младенческая смертность в России ниже, чем в Соединённых Штатах Америки – в крупнейшей экономике мира. Уверенно ниже, устойчивее ниже, то есть результат вполне достойный.

Но явно есть потенциал улучшения ситуации в детском здравоохранении, прежде всего в более качественном сопровождении детей врачами, с тем чтобы детские недолеченные недуги не перерастали в заболевания во взрослом возрасте.

У детей нет выбора – пользоваться медициной или нет: дети постоянно проходят обследования, посещения обязательны. Поэтому настроения людей, семей особо чувствительны к ситуации в детском здравоохранении.

В этой связи считаем: нужен отдельный проект, посвящённый детскому здравоохранению. Речь идёт об оборудовании детских больниц, приведении в порядок детских поликлиник, внедрении передовых технологий диагностики.

Естественно, речь должна идти и о медицинских кабинетах в школах – Вы об этом говорили в Вашем Послании. Вообще, детское здравоохранение, как я уже говорил, – это важный элемент среды, дружелюбной к семьям с детьми, которую нам предстоит создать, в том числе для роста рождаемости.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо.

Вы предлагаете распределять ресурсы не только по численности населения, но и по реальному состоянию системы здравоохранения в регионе, да? А кто будет определять это реальное состояние?

Т.Голикова: Можно, Владимир Владимирович?

Есть статистические данные, которые характеризуют систему здравоохранения соответствующего региона, состояние износа и так далее. Коллеги здесь отчасти правы: с 2021 года мы реализуем программы первичного звена, вся статистика уже существует, они всё уже внесли в данные.

Но у кого-то были большие возможности за счёт того, что побогаче бюджеты, и у них есть возможности направлять свои финансовые ресурсы. А у кого-то – с учётом низкого уровня бюджетной обеспеченности – таких возможностей нет, но от этого население страдать не должно.

Поэтому коллеги предлагают чуть-чуть ввести корректирующий коэффициент, чтобы тот, кто ещё не достиг надлежащего уровня, подтянулся просто и к 2030 году уже имел такой инфраструктурный облик здравоохранения, который должен быть.

В.Путин: Понятно. И тогда это будет позволять раскрывать и потенциал каждого человека.

Продолжайте, пожалуйста.

Т.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы вчера в рамках подготовки к сегодняшнему заседанию проводили голосование: какая национальная цель более сложная с точки зрения её реализации? По общему мнению коллег, сохранение населения, укрепление здоровья, благополучие людей и поддержка семьи является самой сложной целью к реализации. И, собственно, наверное, этим предопределяется, как должны быть собраны новые национальные проекты.

Уже Андрей Сергеевич сказал о том, что тот пилотный проект, который мы реализуем по Вашему поручению в Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях, как раз свидетельствует о том, что, ещё раз повторюсь, не всегда социальные выплаты являются определяющими с точки зрения того, чтобы люди остались в месте, в котором они родились. Важна инфраструктура, важно настроение, в том числе получаемое от этой инфраструктуры. Это важно и для молодых людей, и для тех, кто уже воспитывает детей.

Сегодняшние приоритеты – это приоритеты, которые базируются исключительно на приоритетах для наших граждан, для нашей семьи, многопоколенной, многодетной. Всё, что мы будем выстраивать с 1 января 2025 года, на мой взгляд, должно быть подчинено этой главной и основной цели – сохранению населения, здоровья и благополучия людей.

Что имею в виду? Поскольку стоит задача увеличить суммарный коэффициент рождаемости, мы должны понимать, что сегодня этот суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2023 года составляет 1,41 – это количество детей, приходящихся на одну женщину.

Вы поставили задачу к 2030 году достигнуть этого показателя – 1,6, а к 2036 году – 1,8. Кажется, разница небольшая, но усилия, которые мы должны предпринять не только на федеральном уровне и не столько на федеральном уровне, поскольку жизнь проходит в регионах, должны быть абсолютно совместными. Здесь очень важна именно совместная работа, которую будут осуществлять и федеральные власти, и регионы.

Поэтому очень важно, чтобы сейчас в рамках той подготовительной работы, которую мы осуществляем, – мы с коллегами об этом договорились, – те региональные программы по повышению рождаемости, которые сегодня существуют у всех, сейчас были переосмыслены полностью. Переосмыслены исключительно исходя из тех приоритетов, которые свойственны каждому региону, в том числе учитывая и национальные особенности региона, которые являются важными для решения демографических проблем.

У нас каждый национальный проект состоит из множества мероприятий, но те опросы, которые мы проводили и проводим в рамках пилотных проектов и которые мы видим, говорят, что для какого-то региона или муниципалитета важна дорога, для какого-то школа, для какого-то больница и так далее. Всё это у нас рассредоточено в разных национальных проектах.

Но очень важно, чтобы не только национальные проекты «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» или «Молодёжь и дети», но и инфраструктурные проекты работали на семью, работали на то, чтобы создавать рабочие места, а значит, доходы граждан. На мой взгляд, это ключевая вещь, которой мы все должны добиться. Поэтому, когда Андрей Сергеевич говорил об аудите, он говорил о том, чтобы каждый нацпроект соответствовал нуждам, если можно так сказать, семьи.

Особое внимание хочу привлечь к тому 41 региону, которые по итогам 2023 года имеют суммарный коэффициент рождаемости ниже, чем среднероссийский. Здесь по Вашему поручению Вы предложили выделить этим регионам дополнительно в течение шести лет ещё 75 миллиардов рублей. И здесь тоже очень важно, чтобы коллеги выбрали те мероприятия, которые точечно будут воздействовать на проблему, которую мы решаем.

Также хочу обратить внимание коллег на приведение своих нормативных актов в соответствие с Вашим Указом, который Вы приняли по поддержке многодетных семей.

Совсем недавно на Совете законодателей в Санкт-Петербурге мы этот вопрос под руководством руководителей двух палат рассматривали, но должна проинформировать, что сегодня, к сожалению, ещё 27 регионов свои решения о приведении нормативных актов в соответствие с Вашим Указом не приняли, а это значит, ожидания людей на сегодняшний день пока не реализованы. 18 из этих 27 регионов рассматривают сейчас эти документы, думаю, что в ближайшее время примут. Но я хочу обратиться к коллегам, чтобы как можно скорее эти решения были приняты.

Мы со своей стороны с 1 июля запускаем по Вашему поручению ресурс, который будет мониторировать ситуацию с обеспеченностью и реализацией этих мер, которые предусмотрены Вашим Указом и получили продолжение в нормативных актах регионов.

Для чего нам это нужно? Нам это нужно для того, чтобы «опрозрачить» это, чтобы многодетные семьи видели, какого рода поддержка им причитается в различных субъектах Российской Федерации, и если необходимо, то, соответственно, достраивали эти меры поддержки. Как Вы во вступительном слове сказали: конечно, будут меняться условия и, значит, будут уточняться те решения, которые мы сегодня принимаем.

Также хотела бы обратить внимание на то, что нашей главной задачей в этой сложной проблеме продолжает оставаться формирование позитивного образа семьи на основе укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Ещё раз повторю: мы имеем тенденцию к увеличению многодетных семей, но пока эта тенденция незначительная, и нам её нужно укреплять.

Мы приняли решение сейчас, что в рамках нового национального проекта «Семья» будет выделен федеральный проект по культуре для семьи и по семейным ценностям, чего в принципе у нас раньше не было, но мы надеемся, что это будет реализовано. Наши коллеги из Минкультуры активно включились в этот процесс.

Коллеги уже говорили о показателе ожидаемой продолжительности жизни. Вы помните, что по итогам 2023 года он самый высокий за все предыдущие года – 73,4 года. Но показатели – 78 к 2030 году и 81 к 2036 году – серьёзные, нам их надо достигать. Конечно, здесь нам в поддержку национальный проект, который мы будем реализовывать с 1 января 2025 года, – «Продолжительная и активная жизнь».

Что касается ожидаемой продолжительности здоровой жизни, о которой Вы тоже сказали в Указе, о том, что её тоже необходимо увеличивать, то по итогам 2023 года этот показатель составил 61,4 года – на полтора года возрос по сравнению с 2022 годом. Нам всё равно нужно будет стремиться всеми доступными для нас ресурсами к улучшению этого показателя.

Что касается нового нацпроекта – «Продолжительная и активная жизнь», то в отличие от проекта, который реализуется сейчас, он будет носить целостный характер: начиная от здорового образа жизни, профилактики, инфраструктуры и кадров до содержательного наполнения, то есть оказания соответствующей медицинской помощи.

Коллеги сказали о кадрах. Совсем недавно в Государственной Думе мы очень предметно обсуждали тему кадров. Мы пришли к выводу, Владимир Владимирович, что сейчас – с учётом того арсенала плюс дополнительного, который мы будем отрабатывать, – по каждому региону Российской Федерации должен быть подготовлен свой план обеспеченности кадрами системы здравоохранения.

Мы такую работу проведём. Не важно, как это будет: вахтовым методом, привлекая ординаторов второго года обучения, земским врачом или земским фельдшером, теми выплатами, которые Вы повысили, – весь этот арсенал будет работать на обеспечение кадрами системы здравоохранения кадрами.

Хочу обратить внимание на ещё один момент. Мы планируем, что к 2030 году доля граждан, которые состоят на диспансерном учёте и страдают хроническими неинфекционными заболеваниями, составит не менее 90 процентов. Почему привлекаю к этому показателю внимание? Потому что, если этот показатель мы исполним, исполнят все субъекты Российской Федерации, значит, мы вовремя выявляем заболевания, вовремя оказываем медицинскую помощь. От этого, конечно, зависит, безусловно, качество лечения.

Также хочу обратить внимание коллег на то, что у нас помимо тех дополнительных ресурсов, которые Вы определили в поддержку этих национальных проектов и этой национальной цели, есть другие ресурсы – программа государственных гарантий, есть средства субъектов. Всё это должно работать на достижение национальной цели. Не могут быть обособленно дополнительные деньги и те деньги, которые находятся в базе.

Учитывая опыт реализации – я завершаю, – я бы очень просила коллег, чтобы не останавливать этот процесс и плавно войти в 2025 год, уже сейчас завершить территориальное планирование по тем объектам, которые мы хотим строить и реконструировать, по тем объектам, по которым, предполагаем, должна быть подготовлена проектно-сметная документация, чтобы мы плавно вошли в 2025 год.

Учитывая, что к 1 октября будут обновляться оценки высших должностных лиц субъектов, предлагаю включить помимо показателя ожидаемой продолжительности жизни в оценку высших должностных лиц регионов и суммарный коэффициент рождаемости, потому что этот показатель будет характеризовать то, насколько успешно субъекты справляются как раз с основной целью – сохранением населения и его увеличением.

Спасибо.

Прошу поддержать.

В.Путин: Спасибо большое.

Татьяна Алексеевна говорила и о демографической политике, поддержке семей и так далее. Артюхов Дмитрий Андреевич продолжит – вопросы молодёжной политики.

Д.Артюхов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Благодарим Вас за решение об отдельном национальном проекте «Молодёжь и дети». Это большая ответственность и огромный вызов для всех нас.

Нацпроект напрямую касается 50 миллионов наших жителей – это ребята от трёх до 35 лет, а если учесть их родителей, то, по сути, каждого. Национальная цель звучит так: «Реализация потенциала человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности». У нас сложная задача – нужно воспитать и вырастить сильное поколение будущего.

Как этого добиться? Накануне в ходе подготовки к Совету мы определили три основных направления: развитие талантов и способностей, расширение инфраструктуры и, главное, подготовка компетентных кадров – с этого и начнём.

Работа с молодёжью, воспитание может выстраиваться только на личном примере, принципах наставничества и преемственности поколений. Вы на одном из совещаний очень точно назвали всех, кто работает с молодёжью, проводниками смыслов. Важнейшим инструментом для достижения поставленной цели нацпроекта является развитие устойчивого сообщества «проводников смыслов» – это советники по воспитанию в школах, учителя, наставники, лекторы общества «Знание». Нужно вкладываться в этих специалистов.

Многие десятилетия настоящим образцом любви к Родине и воинской доблести для молодёжи служило поколение победителей – ветеранов Великой Отечественной войны. К огромному сожалению, с каждым годом мы утрачиваем возможность таких встреч, поэтому особенно важно сегодня вовлекать ребят – героев специальной военной операции. Они уже сегодня становятся министрами по молодёжной политике в регионах, наставниками в школах, в «Движении первых», руководителями молодёжных центров.

В новом нацпроекте важно продолжить выстраивать систему патриотического воспитания, привлекать к этой работе бойцов спецоперации, возрождать и масштабировать такие удачные форматы, как «Зарница».

Особое внимание при этом важно уделять и развитию инфраструктуры. В частности, рассчитываем, что центры «Воин» уже в ближайшие два года откроются по всей стране.

Большое значение имеет среда, в которой происходит первая встреча наставника и воспитанника. Спасибо за решение о сохранении мероприятий по строительству и капитальному ремонту детских садов, школ, колледжей. Современные пространства для учёбы помогут детям раскрыться, быть активными и успешно проявлять себя.

На чём хотелось бы заострить внимание?

Во-первых, важно продолжить работу по внедрению ранней профориентации в школах и за счёт этого к концу 2030 года помочь всем школьникам с шестого по 11-й класс с выбором будущей профессии. Это позволит значительно повысить долю ребят, ориентированных на выбор технических и естественнонаучных специальностей. Также для этого потребуется поднять квалификацию учителей точных и естественных наук. В ближайшие шесть лет нам предстоит обновить знания более чем 200 тысяч преподавателей физики, химии, биологии, информатики, в том числе в сельских школах.

Во-вторых, необходимо и дальше развивать действующие эффективные проекты: это «Профессионалитет», он себя очень хорошо зарекомендовал, и «Успех каждого ребёнка» – всё лучшее, что мы наработали в образовательном центре для одарённых детей «Сириус».

Целый комплекс решений подготовлен и для реализации интеллектуального, творческого потенциала студенческой молодёжи, молодых преподавателей и учёных.

Считаем важным включение в национальный проект «Молодёжь и дети» ещё двух федеральных проектов – «Университеты для поколения лидеров» и «Создание сети современных кампусов». Их реализация внесёт ощутимый вклад в развитие регионов и целых отраслей экономики.

Уважаемый Владимир Владимирович, полтора года назад в этом зале на заседании Госсовета по молодёжной политике Вы дали старт программе «Регион для молодых». Это решение стало импульсом для создания целой сети новых молодёжных центров, наполненных возможностями для ребят даже в самых отдалённых городах и посёлках. К слову, на один рубль выделяемых федеральных средств регионы добавляют по итогам прошлого года фактически 2,5 рубля. Просим Вас также поддержать продление этой программы до 2030 года и её расширение.

Вы хорошо знакомы с работой наших крупнейших круглогодичных молодёжных образовательных центров: это «Машук» в Пятигорске, «Таврида» в Крыму, «Сенеж» в Подмосковье, «Истоки» в Псковской области. В этом году их «семья» расширилась, и мы открыли ещё 12 центров в разных регионах России. Два центра уже этим летом начнут свою работу в Запорожской и Херсонской областях.

Таким образом, в рамках всей сети круглогодичных центров обучение смогут проходить более 150 тысяч молодых ребят ежегодно. Считаем важным обеспечить развитие этих центров и качественное наполнение программ обучения в рамках формируемого национального проекта.

И в завершение: Вы не раз подчеркивали, как важно, даже будучи ребёнком, чувствовать себя частью большой страны. Чтобы всем сердцем полюбить Россию, её нужно знать, её нужно видеть. Конечно, ребёнок, который побывал на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Крыму, у нас на Севере, на Ямале, будет воспринимать Россию своей, чувствовать себя единым целым со всеми жителями страны во всём многообразии страны.

Сегодня есть такая программа – это программа «Больше, чем путешествие». Она уже подарила возможность узнать свою страну 175 тысячам детей. С прошлого года она включает в себя и походный туризм. Такой формат воспитывает в молодых ребятах лучшие качества, обучает работе в команде, даёт чувство плеча и ответственности. Считаем важным расширять такие полезные путешествия и просим также поддержать развитие этой программы в рамках нашего нового нацпроекта.

Конечно, наша главная задача – создать для детей и молодёжи такие условия, чтобы каждый чувствовал заботу Родины. Именно с этого начинается любовь к своей стране и искреннее желание участвовать в её развитии.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо.

М.Мишустин: Дмитрий Николаевич [Чернышенко] продолжит по теме, если Вы позволите, там короткий доклад.

В.Путин: Прошу Вас.

Д.Чернышенко: Спасибо большое.

В своём Указе о национальных целях развития Вы нам очень чётко определили ориентиры. Поэтому новый нацпроект «Молодёжь и дети» действительно призван создать условия для воспитания гармонично развитой личности, патриотичной, социально ответственной, на основе наших традиционных ценностей.

Это действительно один из самых масштабных национальных проектов, об этом Дмитрий Андреевич сказал, касается практически каждого гражданина нашей страны.

То, что сейчас доложил Дмитрий Андреевич, – это результат нашей совестной работы по формированию этого проекта, в который были включены предложения депутатов Госдумы, сенаторов Совета Федерации. Вчера они все были поддержаны.

Хочу обратить внимание на важные направления в добавление к тем, которые уже прозвучали, без которых достижение национальной цели будет если не невозможно, но крайне труднодостижимо.

В марте этого года, уважаемый Владимир Владимирович, в «Сириусе» прошёл масштабный Международный всемирный фестиваль молодёжи. Мы все помним шквал эмоций на церемонии закрытия, когда, помните, Вы общались с участниками со всего мира. Форум тогда продемонстрировал колоссальный интерес молодых людей со всего мира к России, к нашей культуре, к нашим ценностям, к правильной, справедливой оценке происходящего в специальной военной операции.

Принятые Вами решения по укреплению международного сообщества молодёжи, поддержке их социальных проектов, созданию условий для регулярного приезда иностранцев в Россию мы предлагаем объединить в отдельный федпроект «Россия в мире», в рамках которого мы продолжим инфраструктурное развитие, конечно, федеральной территории «Сириус», выведем на новый уровень мероприятия по продвижению наших ценностей, популяризации русского языка за рубежом, увеличим число иностранных студентов до 500 тысяч. Конечно, на эти мероприятия потребуются допсредства. Сейчас в рамках стратсессий, о которых Михаил Владимирович сказал, будем прорабатывать этот вопрос.

У нашей молодёжи должны быть широкие возможности проявить себя и свои таланты, что в свою очередь обеспечит нашу экономику профессионалами, молодыми исследователями. Это будет вклад нашей молодёжи в обеспечение лидерства, конкурентоспособности нашей страны, как Вы нам поручаете, суверенитетов всех видов.

На это направлены мероприятия по развитию наших университетов и колледжей, созданию молодёжных лабораторий, гранты исследователям. Самая масштабная в истории современной России программа поддержки университетов «Приоритет-2030», передовые инженерные школы, создание сети кампусов мирового уровня, которые Вы поручили расширить до 40, – это очень горячо поддерживается субъектами; ремонт колледжей, университетов для формирования комфортной среды для обучения и досуга молодёжи.

Для полного раскрытия потенциала ребят, которые обучаются в колледжах, мы продолжим реализацию федпроекта «Профессионалитет», успешный старт которому обеспечила Татьяна Алексеевна, в рамках которого по Вашему поручению к 2028 году уже подготовим более миллиона дополнительных специалистов.

Для этого планируем к 2030 году включить в проект все регионы и создать новые так называемые модельные кластеры. Также обеспечим охват 100 процентов обучающихся с шестого по 11-й класс комплексом профориентационных мероприятий, чтобы дети могли выбрать профессию в соответствии со своими способностями на ранних стадиях, лучше познакомились с инженерными, научными специальностями, в которых нуждается наша экономика.

Также мы активно включились в работу по выполнению поставленных Вами задач в рамках достижения технологического лидерства. Нацпроект «Наука и университеты» заканчивается в этом году. Он успешно создал необходимые условия, заделы для развития интеллектуального потенциала нашей страны, технологий, инноваций.

В рамках Ваших решений, отдельного Указа по формированию единой системы управления наукой на уровне Правительства создана и функционирует комиссия по научно-технологическому развитию, и новая амбициозная задача по достижению технологического лидерства решается совместными усилиями за счёт комплекса мероприятий отдельной государственной программы, 47-й, научно-технологического развития России, где консолидированы все научные и образовательные бюджеты.

Чтобы реализовать сформированный ранее технологический задел, прошу поддержать продолжение мероприятий, которые были в нацпроекте, который заканчивается в 2024 году, «Наука и университеты», уже в составе этой госпрограммы начиная с 2025 года, что было бы логично. Это и научно-образовательные центры мирового уровня, и обновление приборной базы, и грантовые поддержки ФНТП, и научные центры мирового уровня – это всё были Ваши прямые поручения, и эти программы крайне востребованы научным сообществом, технологическими партнёрами. Прошу это поддержать.

Разрешите не по повестке ещё: управление спортом у нас сейчас в стране усилилось новыми полномочиями Алексея Геннадьевича Дюмина, Михаила Владимировича Дегтярёва. Спортивное сообщество это очень позитивно восприняло. У нас за последние четыре года очень выросло количество систематически занимающихся спортом. Сейчас федеральный проект «Спорт – норма жизни» планируется к включению в состав нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».

В принципе, он-то, конечно, может существовать, но мы все посоветовались и считаем, что имеет смысл обсудить и сформировать, может быть, отдельную комплексную государственную программу по спорту, куда бы вошли и инфраструктурные мероприятия, и мероприятия по массовому спорту, включая фиджитал, крупные спортивные, подготовку резерва, поскольку они реализуются не только за счёт средств федерального бюджета, но и за счёт других источников. Примерно только десять процентов – это федеральный бюджет, остальное – это средства регионов и иные источники.

Прошу поддержать.

Спасибо.

В.Путин: Вы предлагаете имеющиеся ресурсы как-то собрать?

Д.Чернышенко: Да, собрать их в одной, отдельной госпрограмме.

В.Путин: Давайте.

Новый Министр тоже так считает?

М.Дегтярёв: Да, уважаемый Владимир Владимирович. Это видится оптимальной историей.

В.Путин: Мы с Вами в общих чертах это обсуждали. Давайте, хорошо, так и сделаем.

Спасибо.

Андрей Юрьевич, Вы по цифре, да?

А.Воробьёв: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В 2020 году своим Указом Вы дали старт цифровой трансформации, которая направлена на улучшение жизни наших жителей, удобство, конечно, на качество работы госорганов, в том числе и эффективность.

На заседании Совета по нацпроектам Вы акцентировали, что широкая цифровая трансформация должна пронизывать каждую отрасль, войти в жизнь каждого человека и каждой семьи. В рамках нацпрограммы была проделана очень заметная, большая работа и регионами, и Правительством, конечно, при поддержке и сопровождении Минцифры.

Хочу поблагодарить всех, а также наш парламент, который внимательно рассматривает и оперативно принимает важные законодательные инициативы. В результате за четыре года, уверен, каждый человек в нашей стране почувствовал изменения.

Порталом госуслуг сегодня пользуются 115 миллионов человек, то есть абсолютная бóльшая часть населения страны. Учитывая то, что, Владимир Владимирович, только с 14 лет, получив паспорт, можно зарегистрироваться на портале, мы видим, что и старшее поколение тоже разбирается в технологиях и может получать дистанционно муниципальные, региональные и федеральные услуги.

Все массовые социальные услуги по Вашему поручению мы перевели в электронный вид. А электронное голосование, которое состоялось ранее, стало удобным для миллионов граждан, особенно молодых. Мы видим это по высокому участию молодёжи в выборах.

Важно отметить проактивную выплату социальных пособий и всё, что связано с помощью людям и во время ковида, и сейчас, когда выплата приходит автоматически – без ненужной волокиты, заявлений и справок.

В системе образования – «Электронный дневник», «Электронный журнал». Здесь важную роль сыграла Москва, потому что предоставила не только платформу, но и контент, содержание, которое является и современным, и удобным для обучения наших детей. Плюс записаться в школу, детский сад можно сегодня, по сути, не выходя из дома.

В здравоохранении – запись к врачу, телемедицина, цифровая медкарта, технологии искусственного интеллекта, которые мы обсуждали на одном из форумов с Вашим участием, сегодня становятся нормой, и чтение снимков, и роботы, которые могут быстро дать важную информацию.

В транспорте сегодня внедрены технологии, которые позволяют видеть расписание автобуса, грамотно организовать парковочное пространство. Важно, что решён вопрос с доступом в интернет всех соцобъектов в нашей стране.

Важный акцент, Владимир Владимирович, Вы всегда делаете на обратной связи. В 2020 году Вы были в Подмосковье, мы смогли Вам продемонстрировать центр управления регионом. Вы дали поручение, чтобы в каждом регионе была возможность обращения граждан и, соответственно, реагирование власти на то, что является важным.

Плюс проект «Благоустройство», которое каждый год у нас в стране происходит. Жители голосуют за свой любимый город, что хотят видеть там: парк, сквер или какое-то другое важное изменение.

Всё это было сделано за четыре года.

Что касается программы, которую мы рассматриваем, она, как мы считаем, сбалансированна и крайне важна, потому что там предусмотрены очень значительные ресурсы в инвестиции, в искусственный интеллект, дальнейшее развитие портала госуслуг – ещё больше проактивное. Более доступная и качественная связь на отдалённых территориях, в том числе вчера эта тема звучала от Якутии, Забайкальского края.

Очень важный проект, который, уверен, наши отечественные специалисты реализуют, начало положено, – это развитие космической группировки. Приятно, что и оборудование [наше], полностью мы здесь не зависим от наших коллег за рубежом. Важно, что в этой же программе впервые предусмотрено обучение программированию старшеклассников.

Вместе с тем мы после обсуждения и опроса губернаторов хотели бы три пункта обозначить отдельно. Только три.

Первое – почта. На первом месте стоит инициатива по модернизации и цифровой трансформации «Почты России». Это скорее не про ремонт почтовых отделений, а про технологии, которые позволят получать качественные, оперативные услуги связи. В частности, все заказные письма, платёжку за коммунальные услуги перевести в электронный вид на госуслугах. Это удобно для человека, но если вдруг кому-то не нравится пользоваться электронным сервисом, возможность получить платёжку по почте, конечно, остаётся.

Второе – связь. Eже упомянул, что ряд удалённых территорий и федеральные трассы – как железнодорожные, так и автомобильные – нуждаются в усилении, в более качественной связи. В мегаполисах важна [связь] 5G – быстрый интернет, быстрая связь, которая позволяет также обеспечивать удобную работу. Для этого важно предусмотреть льготные кредиты операторам связи.

Wi-Fi в школах, планшеты для учителей и врачей – тоже тема, которая очень важна. Дело в том, Владимир Владимирович, что по Вашему указанию сегодня регионы бесплатно получают услугу интернета в регионах. Эта норма завершается в этом году. Мы хотели бы всё-таки попросить рассмотреть её продление. Плюс планшеты. «Электронный дневник» и «Электронный журнал» – здорово, если есть планшет. Ряд территорий мы уже оснастили оборудованием, но где-то нужна помощь.

Что касается здравоохранения, то планшет прежде всего нужен скорой помощи. Для чего? Диспетчеризация. Время терять нельзя. Такие практики уже также использованы и показали свою актуальность.

Отдельная тема – кибербезопасность. Речь идёт о том, чтобы защитить людей от угроз, а инфраструктуру – от взлома. Считаю, необходимым проработать вопрос поиска дополнительных источников финансирования. Знаю, что у профильного блока имеются свои предложения и, так скажем, внутренние резервы, которые также могли быть представлены.

В завершение, Владимир Владимирович, процессные решения, которые не требуют денег, но, наоборот, помогают сэкономить. Это изменения законов и нормативных актов, которые позволяют человеку более активно пользоваться цифровыми сервисами.

Что касается работы госаппарата: все регионы единодушны, и коллеги на федеральном уровне понимают важность перевода всей отчётности, которую мы между собой ведём, также в цифру.

Минцифры, Максут Игоревич [Шадаев] здесь присутствует, говорит о том, что к концу года такое внедрение может быть реализовано. Это может обеспечить «витрина данных», куда каждый регион сгружает необходимую информацию, а ведомство, соответственно, берёт то, что ему необходимо.

Уверен, уважаемый Владимир Владимирович, что новый национальный проект обеспечит важные перемены для каждого человека и для нашей страны в целом. Со своей стороны приложим все усилия для достижения этой цели.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Пожалуйста, экология, Глеб Сергеевич.

Г.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Впервые у нас появилась отдельная национальная цель – экологическое благополучие. При этом в Вашем Указе уже определены показатели и задачи для её достижения, их пять.

Комиссия Госсовета совместно с Министерством природных ресурсов и с регионами подготовила предложения по их реализации, все они вчера нашли поддержку. Озвучу наиболее актуальные.

Первая задача – формирование экономики замкнутого цикла. Мы поддерживаем продолжение мероприятий, которые в нацпроекте «Экология» реализуются в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Но, поскольку теперь нужно обеспечить вовлечение в оборот в качестве вторресурсов и сырья не менее 25 процентов всех отходов производства и потребления – не только ТКО, требуются дополнительные меры для формирования устойчивого спроса на продукцию переработки. Необходимо, чтобы экосбор, который, к слову, не пересчитывался с 2017 года и сегодня, конечно, требует актуализации, был источником финансирования и создания мощностей по утилизации.

Также к предложениям в этой части относятся: запрос на регулирование сфер обращения с отходами строительства и другими отходами третьего и пятого классов опасности, с определением порядка, аналогично работающего по ТКО; возможность отнесения компостирования ТКО к регулируемым видам деятельности; расширение применения вторсырья для госнужд. Здесь мы отмечаем, что все министерства должны быть вовлечены в выполнение этого показателя, не только профильные.

Следующая задача – снижение в два раза выбросов в атмосферу. Мы поддерживаем продление реализации федпроекта «Чистый воздух». Дополнительно предлагаем предусмотреть на законодательном уровне возможность регионам, которые не включены в реализацию эксперимента по квотированию, присоединиться к этому эксперименту.

Со всеми задачами связана цель – комплексная система экомониторинга. Мы очень ратовали за то, что появился такой федпроект, но его ценность зависит от полноты, достоверности информации, от количества данных, а значит, нужно развивать наблюдательную сеть.

Здесь мы предлагаем донастроить регулирование в части верификации данных территориальных систем наблюдения, прежде всего мобильных малогабаритных станций и возможности привлечения к ответственности на основе их информации, а также создать экономические условия, для того чтобы предприятия выбирали платить не по нормативам, а по фактическим сбросам и выбросам, то есть ставили датчики.

Задача по ликвидации 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Работа будет вестись в рамках федпроектов «Генеральная уборка», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», будет обеспечена преемственность мероприятий, реализуемых сегодня.

При этом отдельно главы регионов поднимали вопрос о необходимости зачисления 100 процентов платежей за негативное воздействие на окружающую среду в региональные бюджеты. Сейчас, я напомню, 60 процентов этих средств поступает на муниципальный уровень. Это предложение также поддержано.

Задача по снижению в два раза объёма неочищенных сточных вод и сохранению озера Байкал. Здесь наши предложения также в основном регуляторные. Федпроектов по данному направлению было три, сейчас предлагается сделать два, но тоже будет обеспечена преемственность мероприятий.

При этом регуляторные предложения связаны с тем, что невозможно одномоментно привести в нормативное состояние очистные сооружения всех водоканалов, у которых износ оборудования в ряде случаев достигает 90 процентов. Поэтому, чтобы предотвратить иски банкротства государственных и муниципальных предприятий, бесконтрольного перераспределения средств вне показателей нацпроектов через иски о возмещении вреда, мы предполагаем изменить подход к контрольной деятельности в этой части.

Также нужно больше экономических инструментов обеспечения инвестиций в модернизацию оборудования водоканалов в малых городах, например, льготный лизинг.

Если говорить про источники финансирования модернизации, мы всё время с коллегами говорим про тарифы. Понятно, что мы не можем перекладывать все инвестиционные расходы на население, но мы поддерживаем позицию, чтобы регионам было дано право устанавливать обоснованный уровень оплаты услуг ЖКХ в случаях строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, очистных сооружений в частности, хотя бы для компенсации возрастающих затрат на их эксплуатацию.

Пятая задача – это сохранение лесов и биоразнообразия, развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма. Как и все предыдущие, она не является новой. Вместе с комиссией по туризму мы включили предложение по развитию экологического туризма, в частности по вопросу создания туристской инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, а также по вопросу ликвидации несанкционированных свалок на особо охраняемых природных территориях и совершенствования обращения отходов на таких территориях.

Наконец, сквозное предложение для всех нацпроектов, которое коррелируется с наццелью, – устойчивая и динамичная экономика. Мы сформулировали несколько принципов экологически ответственной экономики, в частности ресурсная эффективность, производство долговечных вещей, отказ от неперерабатываемых материалов, программа адаптации к изменениям климата и другие. Считаем, что во многих нацпроектах должны появиться показатели, отражающие в том числе и экологическую эффективность реализуемых мероприятий.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, по вопросу, без которого не решается ни один другой вопрос, – это экономика и финансы.

Алексей Леонидович, прошу.

А.Текслер: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Спасибо, Владимир Владимирович, что Совет по стратегическому развитию и национальным проектам проводится сейчас, весной, это крайне своевременно. По итогам принятых решений у регионов будет возможность подготовиться к новому циклу, всё чётко спланировать.

В соответствии с Вашим Указом определены национальные цели развития Российской Федерации. Для их достижения важен ряд системных решений по финансовому обеспечению этой работы.

Прошедшие несколько недель прошли в дискуссиях – вчера на семинаре, ещё сегодня утром обсуждали. Во многом договорились, эти подходы выносим на рассмотрение.

Прежде всего важным финансовым источником для регионов являются средства от списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с Вашим решением, Владимир Владимирович, за что мы ещё раз Вас благодарим. По итогам всех обсуждений предлагаем следующее.

Первое – у нас есть регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, возврат бюджетных кредитов они планировали фактически за счёт новых коммерческих займов. По большому счёту у этих регионов нет свободных средств.

Дискуссий было много, но в итоге мы пришли к общему решению и просим поддержать особый порядок списания задолженности для регионов с низкой РБО [расчётной бюджетной обеспеченностью] – меньше 0,65 – до выравнивания. То есть установить для них возможность списания задолженности по бюджетным кредитам по отдельному порядку при условии использования соответствующего объёма средств на инвестрасходы в части достижения национальных целей развития.

Второе – для регионов с более высокой РБО предлагаем предоставить возможность самостоятельно определять направления использования высвобождаемых средств. Поскольку регионы разные, закрепить максимально широкий перечень возможных видов инфраструктурных проектов и форм поддержки инвестиций.

Например, к инфраструктурным проектам, мы считаем, нужно отнести: проекты в сфере ЖКХ, включая замену лифтов; проекты по обновлению общественного транспорта; проекты по развитию опорных пунктов и ряд других. А к поддержке инвестиций – механизм НИПов (новых инвестиционных проектов); компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от применения инвествычета; поддержку управляющих компаний особых экономических зон, ТОРов, промпарков, технопарков; докапитализацию региональных фондов развития промышленности, гарантийных и микрофинансовых организаций.

После обсуждения на семинаре предлагаем согласиться с принципом, что на инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ, исходя из приоритетности, должно направляться не менее 50 процентов высвобождаемых от списания средств. То есть может быть и больше по решению региона, а остальное – это средства на иные инфраструктурные проекты и поддержку инвестиций.

Третье – в части критериев отбора инфраструктурных проектов считаем важным избежать волокиты, долгого и сложного отбора и согласования проектов. Поэтому, если проект относится к одному из согласованных направлений расходов, он может быть одобрен регионом. Ещё важно, что мы договорились о шестилетнем цикле списания, так как большинство проектов не ограничиваются одним годом, и будет возможность реализовывать за счёт средств списания долгосрочные проекты.

Следующий системный вопрос – это установление параметров софинансирования расходов регионов из федерального бюджета на следующую шестилетку, в первую очередь по национальным проектам. Тоже было много дискуссий: собирались и на комиссии Госсовета, и на площадке Правительства, вчера обсуждали на семинаре. В итоге с коллегами из Минфина договорились сохранить существующие подходы, которые действуют в этом цикле реализации нацпроектов.

О чём идёт речь? Субсидии на нацпроекты продолжить предоставлять, как и сейчас, исходя из принципа 95 на 5, а вне нацпроектов – из принципа 70 на 30. При этом по расселению из аварийного жилья, в программе модернизации коммунальной инфраструктуры – эти направления в новом цикле войдут в нацпроекты – сохранить отдельный порядок софинансирования. Расчёт уровня софинансирования для нацпроектов произвести по текущей РБО и зафиксировать его на три года, а, соответственно, через три года зафиксировать новый.

Наконец, о распределении дополнительных объёмов инфраструктурных бюджетных кредитов на 2025–2030 годы, а также о реинвестировании возвращаемых регионами ИБК за прошлые годы, также в соответствии с Вашим решением. За это решение, Владимир Владимирович, мы Вас также очень благодарим. Это важный финансовый ресурс для достижения национальных целей.

Здесь прежде всего в части распределения объёмов ИБК предлагаем определить лимиты для регионов на шесть лет, чтобы регионы могли планировать расходы, делать проектно-сметную документацию и дальше по мере защиты этих проектов по действующему порядку осуществлять выборку средств.

Мы говорили о том, чтобы объём средств по лимитам был в пределах 50–70 процентов от общего объёма, а остальное – это конкурсы или Ваши прямые поручения. Соответственно, 50 процентов от определённых для регионов лимитов ИБК распределять на проекты ЖКХ, а остававшиеся 50 процентов – на иные проекты, в том числе в опорных населённых пунктах. Считаем, что в совокупности все эти механизмы и подходы позволят обеспечить финансирование расходов на достижение национальных целей развития.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Коллеги, у кого есть необходимость что-то сказать, высказаться?

А.Чибис: Владимир Владимирович, можно? Чибис.

В.Путин: Да, прошу Вас.

А.Чибис: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я хотел бы обозначить, обострить, может быть, тему арктических территорий. Те национальные цели развития – для того чтобы обеспечить, добиться сохранения населения в наших регионах и его увеличения, конечно, с учётом изношенности инфраструктуры, стоимости ремонта и строительства, – они требуют, на наш взгляд, приоритизации в рамках национальных проектов.

Я Вам докладывал: мы впервые за 33 года в Мурманской области в прошлом году добились того, что к нам приехало больше, чем уехало, и в семь раз снизить темпы снижения населения. Но понятно, что борьба за людей сейчас самое главное. Если мы не обеспечим опережающую работу в рамках национальных проектов на арктических территориях, то удержать эту планку будет невозможно.

Мы эту тему обсуждали на рабочей группе Госсовета с участием Алексея Олеговича Чекункова, с Юрием Петровичем Трутневым проговаривали. Очень прошу зафиксировать решение по аналогии с Дальним Востоком, где это успешно работает, что арктические территории, те проекты, которые как раз в рамках национальных целей развития предоставляются, в том числе через мастер-планы, должны иметь определённый лимит и приоритетное финансирование. Это касается и темы здравоохранения, и аварийного жилья, и капитального ремонта с учётом той инфраструктуры, откровенно говоря, во многих населённых пунктах просто убитой, которую мы имеем.

Вторая тема, которую хотел бы обозначить, – она здесь не прозвучала, но коллеги этим занимаются, – очень важно, чтобы чётким стержневым приоритетом в части транспортной инфраструктуры была зафиксирована тема Северного морского пути и всё, что связано с его развитием, включая стратегически важный проект, Вы его поддерживаете, Владимир Владимирович, Мурманский транспортный узел и другую транспортную инфраструктуру, которая необходима для развития Северного морского пути.

И третья тема, на которую попросил бы обратить внимание. Татьяна Алексеевна абсолютно правильные вещи говорила про мониторинг Указа про многодетные семьи. Но в силу ряда санкционных моментов у нас, например, там падение – я Вам тоже докладывал – по налогам за первый квартал. Например, чтобы выполнить, мы тоже хотим полноценно выполнить все меры в Указе, но это дополнительно 700 миллионов рублей, а у нас падение только за прошедшие месяцы уже почти пять миллиардов.

Тоже просили бы здесь соответствующей поддержки, для того чтобы наши многодетные семьи, а их количество растёт, которые живут в очень непростых климатических условиях, не были бы хуже с точки зрения мер поддержки, чем остальные. Но для этого с учётом тех моментов, о которых я сказал, необходимо дополнительное финансирование, и просили бы здесь Минфин нас поддержать.

Спасибо большое.

В.Путин: Хорошо, спасибо.

Кто ещё? Михаил Владимирович, пожалуйста.

М.Мишустин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Коротко проинформирую о подготовке новых национальных проектов на период до 2030 года и на перспективу 2036-го.

Соответственно, эта работа организована в соответствии с Указом Президента о национальных целях развития. Мы определили кураторов национальных проектов, и я сейчас как раз хотел бы их назвать. Пока это проект, но он уже, скажем так, наполняется. У нас два месяца до формирования соответствующих мероприятий, до проведения стратсессии. Но сегодня это выглядит так.

Первое – продолжительная и активная жизнь, второе – семья, третье – современные технологии сбережения здоровья, четвёртое – кадры – Голикова Татьяна Алексеевна.

Пятое – молодёжь и дети, шестое – туризм и гостеприимство – Чернышенко Дмитрий Николаевич.

Инфраструктура для жизни – Хуснуллин Марат Шакирзянович.

Эффективная транспортная система, беспилотные авиационные системы – Виталий Геннадьевич Савельев.

Эффективная и конкурентная экономика, новые энергетические технологии, включая атомные технологии, – это Новак Александр Валентинович.

Экологическое благополучие, продовольственная безопасность – Дмитрий Николаевич Патрушев.

Экономика данных – Григоренко Дмитрий Юрьевич.

Средства производства и автоматизации, новые материалы и химия, транспортная мобильность, перспективные космические технологии и экспорт – это Денис Валентинович Мантуров.

До 29 мая определение решением кураторов проектов руководителей национальных проектов, Вы знаете, нужно выполнить – это всё уже практически подготовлено. До 30 мая мы одобрим график проведения наших стратегических сессий по подготовке национальных проектов.

Пользуясь случаем, хочу пригласить всех участников Государственного Совета на эти стратсессии. Вся информация будет представлена в ближайшее время, после чего до 1 сентября мы разработаем и направим для рассмотрения на Совете при Президенте России по стратегическому развитию и нацпроектам проекты и паспортов национальных проектов, и входящих в их состав федеральных программ.

Далее, соответственно, уже в бюджетном цикле все необходимые лимиты бюджетных обязательств будут предусмотрены. В ноябре-декабре мы приведём паспорта проектов в соответствие с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый и плановый период. Декабрём финально утвердим национальные проекты на заседании Президиума Совета.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить вас за проделанную работу, за обстоятельные доклады и прошу Правительство зафиксировать инициативы, которые прозвучали сегодня от руководителей регионов, председателей профильных комиссий Госсовета, а также те предложения, которые были подготовлены накануне в ходе семинара.

Нужно, как уже сказал в своём вступительном слове, обязательно учесть их при подготовке нацпроектов в течение лета. Для этого предлагаю немного скорректировать работу комиссий Госсовета, а именно: расширить полномочия их председателей, которые войдут в проектные комитеты по национальным проектам в качестве заместителей руководителей.

В течение двух следующих месяцев прошу Правительство передать подготовленные нацпроекты в комиссии Госсовета, где они пройдут соответствующий анализ со стороны субъектов Федерации.

Третье – нужно в ближайшее время довести до регионов бюджетные лимиты, которые они получат по нацпроектам и бюджетным кредитам. Это важно, безусловно, мы это всё понимаем, – чтобы субъекты Федерации смогли как можно раньше запустить свой бюджетный цикл, сверстать необходимые планы.

К 1 сентября мы должны иметь полностью согласованные с регионами и с Госсоветом национальные проекты, которые затем будут представлены на рассмотрение в Совет по стратегическому развитию.

Что хочу добавить в этой связи? Как уже говорил, в рамках нацпроектов формируется большой запрос на технологии, оборудование, материалы, работы, услуги. Очень важно, чтобы это сработало в плюс именно нашему производителю: промышленности, строительному сектору, другим отраслям, стало для них мощным стимулом для долгосрочного развития. Не раз говорил об этом, хочу повторить, и тем более прошу Правительство, все ведомства обратить на это самое серьёзное, самое пристальное внимание.

И конечно, в ходе нацпроектов нужно прицельно, активно поддержать структурные изменения во всех сферах. Например, об этом сейчас тоже говорили, так планировать капитальный ремонт школ, чтобы новая учебная среда, новый облик и оснащение классов служили повышению качества образования, позволяли применять передовые технологии в обучении школьников.

И в заключение… Послушайте, ничего не хочу нагнетать, но прошу вас обратить внимание вот на что: мы все понимаем, во всяком случае, все должны понимать, в какое время мы живём и через какой исторический этап проходит Россия. А если мы это понимаем, то все должны работать, как на линии фронта, все должны чувствовать себя мобилизованными, и только так мы добьёмся тех целей, которые перед собой ставим.

В современных условиях по-другому работать нельзя. Нужно наладить тесное сотрудничество всех органов власти, исполнителей национальных проектов. Именно от этого будет зависеть эффективность нашей работы, и только тогда мы добьёмся целей, которые ставим перед собой, как уже сказал, и которые нужны стране.

Ещё раз всех вас благодарю за проделанную работу и надеюсь, что именно в таком режиме мы будем работать все ближайшие месяцы и последующие годы.

Спасибо большое.

Читайте также в рубрике "Страна":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

7 2

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России