В канун 8 Марта Президент посетил Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова и встретился с его выпускницами.
Перед началом встречи Владимир Путин вместе с Министром обороны Сергеем Шойгу, полномочным представителем Президента в ЮФО Владимиром Устиновым и губернатором края Вениамином Кондратьевым осмотрел Учебно-тренировочный комплекс. В одном из классов главе государства продемонстрировали работу авиационных тренажёров. Пояснения давал начальник учебного заведения Анатолий Юдин.
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков ведёт свою историю с 1938 года. В настоящее время здесь осуществляется подготовка лётного состава по пяти военным специальностям высшего образования для оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной и морской авиации. С сентября 2017 года учебное заведение приступило к обучению курсантов-девушек.
* * *
В.Путин: Наша встреча проходит в необычном, честно говоря, формате – с девушками-лётчицами – и, разумеется, в преддверии 8 Марта.
Хочу вас всех поздравить с наступающим праздником. Хороший, весенний праздник, очень добрый. Желаю вам и успехов по службе, и семейного счастья. Уверен, что всё у вас получится, потому что вы люди с характером. Целенаправленно действуете, идёте к своей цели.
Мне Сергей Кужугетович [Шойгу] рассказывал, как осуществлялся первый набор. Не знаю, здесь присутствует эта девушка или нет? Не получилось у одной из будущих курсанток поступить – так она палатку здесь разбила, перед воротами. Такое отношение к жизни, к будущей профессии действительно многого стоит. Уверен, что с таким настроем у вас всё получится. Первое.
Второе. Женщины в профессии показывают результаты по очень многим направлениям, и неслучайно, потому что кроме общей хорошей подготовки для женщин свойственно тщательное отношение к проработке всех мелочей, связанных с профессией. Девушки демонстрируют очень ответственное отношение к делу, которое им поручено, которым они занимаются. И в целом это даёт возможность добиваться хороших результатов.
Уверен, что и в вашем случае результаты будут. Тем более что вы окончили такое учебное заведение, с которым много связано для нашей страны, для наших Вооружённых Сил. Достаточно вспомнить только период Великой Отечественной войны. Выпускники вашего училища стали прототипами многих книг, художественных произведений, фильмов и даже оперы. Много Героев Советского Союза, России, уже даже некоторых других стран, где наши лётчики принимали активное участие в боевых действиях. Тысячи, именно тысячи, танков противника уничтожены, самолётов, орудийных расчётов. 20 таранов было совершено во время [Великой Отечественной] войны выпускниками вашего училища. Это героическое учебное заведение. Уверен, что и вы продолжите замечательную традицию этого лётного училища.
Конечно, для человека непосвящённого авиация – это прежде всего романтика неба. Но вы, наверное, уже это почувствовали, что кроме романтики, – а здесь тоже, конечно, без этого не обойтись, это есть, это присутствует. Вот сейчас… Катя Вас зовут, да?
Е.Батталова: Гвардии лейтенант Батталова.
В.Путин: Она сейчас пилотировала, было слышно прямо, что собрана. На своём месте человек: занимается с удовольствием тем делом, которому она решила посвятить свою жизнь, которому вы все решили посвятить свою жизнь.
Что хочу этим сказать? Наверняка присутствуют элементы романтики неба, но это требует хорошей профессиональной подготовки, серьёзного отношения к делу. Это большая работа: нужно знать технику, уметь ей управлять – большая, ответственная работа. Хочу вам пожелать всего самого доброго.
У нас и сегодня наши женщины, девушки молодые в зоне специальной военной операции несут службу, причём по разным направлениям, и везде служат Родине достойно.
Ещё раз поздравляю вас с наступающим, приближающимся праздником и желаю вам всего самого доброго.
Если есть что-то, что вы хотели бы обсудить, я в вашем распоряжении. Пожалуйста.
В.Касилович: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Разрешите, прежде чем задать вопрос, пользуясь случаем, поблагодарить Вас и руководство Минобороны России за предоставленную нам, простым девушкам, возможность стать военными летчиками Воздушно-космических сил России.
2023 год стал для нас особенно важным. Самое запоминающееся событие для нас – это выпуск из Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. А какое событие в 2023 году для Вас стало самым ярким и запоминающимся?
В.Путин: Вы знаете, моя жизнь состоит из бесконечного числа различных событий и мероприятий. Иногда сравниваю это с водопадом: стоишь под водопадом – льет бесконечно.
Даже тогда, когда я нахожусь рядом со своими близкими, я стараюсь не подавать вида и, наоборот, делаю такой вид, что все нормально, мы отдыхаем. Но я знаю, что через пять минут мне должен позвонить такой-то, через десять минут я должен позвонить туда-то, а через полчаса произойдет такое-то событие и я должен понять, что произошло, и, если потребуется, как-то на это отреагировать или скорректировать что-то. Поэтому это такая череда событий.
Но, конечно, так же, как и для страны в целом, и для меня, и для вас, думаю, все самое яркое, самое значимое происходило на поле боя – в зоне специальной военной операции. Затем, конечно, очень много вопросов, связанных с экономикой, с ее поддержанием, с развитием, с обеспечением темпа роста экономики. Это база, на которой строится все, вся наша жизнь – и социальная жизнь, и военные наши успехи опираются на базовые показатели в экономике, в реальном секторе промышленности. Поэтому всё в основном там.
Наиболее яркие события – это, конечно, встречи с нашими ребятами, или с женщинами, с девушками нашими, которые служат в зоне СВО, или с членами их семей. Откровенно говоря, стараюсь эмоций не показывать, но все равно эти события, эти встречи носят наиболее яркую эмоциональную окраску. Так что все связано, как и у вас, как и у подавляющего большинства наших граждан, с этими событиями.
Е.Федотова: Товарищ Верховный Главнокомандующий, разрешите вопрос? Лейтенант Федотова.
Вы летали и даже лично пилотировали многие типы летательных аппаратов, а недавно совершили полет на стратегическом ракетоносце Ту-160М. Расскажите, пожалуйста, какие впечатления оставил у Вас этот полет и есть ли у Вас в планах освоение других современных самолетов?
В.Путин: Сейчас только были на тренажере с товарищем лейтенантом – это тоже впечатления определенные. Но пилотировал… Знаете, я, если так, по-настоящему, пилотировал только «этажеркой», летал вместе с журавлями, если Вы обратили внимание – помните, было несколько лет назад. Но это не тренажер, там действительно я пилотировал, это правда.
Но и там надо было учиться, потому что небо – дело серьезное. Кто как не вы знаете об этом. Летали мы невысоко, я летал тоже невысоко – где-то 400 метров. Как ветер подует – сразу его трясет. Это не тренажеры, 400 метров – это высоковато. Вот там я пилотировал.
А все остальное, на чем я летал, – это на штурмовике Су-25, потом на истребителе Су-27, потом на Ту-160, потом на Бе-200, когда пожары тушили. Ничего я не пилотировал, естественно. Хотя это было все полезно, интересно, надо было понять, что это такое. Всегда надо понимать, что это такое, руками потрогать, тогда лучше будешь ориентироваться в том, что происходит.
Мне кажется, самая тяжелая служба, – мне так кажется, не хочу никого обидеть, – это у штурмовиков. Перегрузки! Просто не понимаю, как там ребята управляют самолетом, потому что вверх-вниз, удары-то наносятся визуально, когда наблюдают визуально цель, снижаются резко, а потом так же резко поднимаются. Настолько перегрузка большая, что эффективно двигаются только кисти рук и пальцев. Как они управляют машиной – не понимаю.
Единственный элемент управления, можно сказать, был на Су-27, когда командир предложил мне сделать «бочку». Это я сделал сам. Правда, он говорил: «Я передаю управление и плавно, резких движений делать не нужно, рычаг управления вправо передвигайте, и мы с вами сделаем бочку». Это сделал сам, это правда. Перевернулись спокойно, машина очень мощная. Но он так и сказал: «Машина мощная, очень послушная, управляемая, спокойно делайте». Так что это сделал сам.
На Ту-160 мы пять часов летали, по-моему, примерно. Это было в 2005 году. Это восторг. Конечно, это тоже особые ощущения, особенно с незаметным переходом на сверхзвук. Даже не слышно этого щелчка. На земле слышно, а в самолете не слышно.
А последний полет [на Ту-160М] и не планировался, потому что Министр [обороны Сергей Шойгу] говорит: «Нельзя Вам летать, потому что мы еще не приняли эту машину». А промышленность говорит: «А мы еще не сдали». Но, когда мы пришли на предприятие [Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова] и осмотрели, командир корабля мне сказал: «Владимир Владимирович, мы готовы. Через два часа можем быть в воздухе. Предлагаю Вам попробовать». Я говорю: «Хорошо. Но через два часа я не могу. Существует график работы, протокольные встречи. Давай завтра». Он говорит: «Будем готовы». Вот мы с ним сели и полетали.
Интересно было сравнить, что произошло с машиной с того времени, когда я на ней летал в 2005 году. И действительно: многое изменилось – это практически новая машина. Экипаж мне рассказал о том, что там нового – практически все новое, авионика вся новая. Командир мне предложил двигатели запустить, кнопочки понажимал, еще что-то такое поделал. Было полезно все это посмотреть.
Эта модернизация была проведена по инициативе Министра обороны. У нас были разные предложения на этот счет. Были предложения, связанные с тем, что мы эту тематику закрываем, открываем совсем новую. Но, скорее всего, был бы разрыв в наличии у нас боеспособного звена стратегической авиации.
Думаю, что мы приняли правильное решение, у Министра было правильное предложение. Мы фактически создали новую машину, такой машины нет в мире – сверхзвуковой, на таких скоростях работающей. Машина стратегической авиации способна нести ядерное оружие. Таким образом мы поддержали нашу ядерную триаду.
Вот еще что. На тренажере пробовал пилотировать, действительно, пробовал. Товарищ лейтенант предложила попилотировать, я говорю: «Нет, у Вас лучше это получится». А я пробовал пилотировать вертолет. Мне кажется, это самое сложное в пилотировании. Там просто миллиметр ручки – машина куда-то заваливается, куда-то перелетает, влево-вправо, точку посадки найти сложно. Мне кажется, что это самая сложная вещь из пилотирования летательных аппаратов.