В День российской науки Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Обсуждалась обновлённая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, вопросы финансовой поддержки отечественной науки, развития деятельности Российского научного фонда.

В.Путин: Уважаемые друзья, добрый день!

Мы по традиции проводим заседание нашего совета в День российской науки. Он установлен в честь основания нашей Академии наук, и сегодня ей исполняется 300 лет.

Прежде чем начать работу, хотел бы поздравить и с профессиональным праздником, и с юбилеем Академии членов совета, а также ваших коллег, соратников, по сути, всех российских учёных. И конечно, всех наших граждан, интересам которых призвана служить наука. Хочу поздравить с этим событием. 300 лет! Это значимая, круглая дата. Наука в прямом смысле слова основа развития и прогресса. Вся научно-технологическая сфера имеет ключевое значение для достижения наших национальных целей, для повышения качества жизни людей, для безопасности страны, её суверенитета и самодостаточности.

Сегодня, с учётом новых вызовов и задач, нам предстоит определить актуальные подходы, принципы, направления работы в сфере фундаментальных исследований, прикладных разработок на перспективу, на годы вперёд.

Напомню, что на прошлом заседании совета мы договорились внести изменения в Стратегию научно-технологического развития. Сегодня предлагаю обсудить её обновлённую редакцию.

С учётом нашей дискуссии прошу внести необходимые уточнения и дополнения и в недельный срок представить на подпись проект указа об утверждении этого ключевого документа, который, подчеркну и напомню, мы так и договаривались, по своей значимости приравнен к Стратегии национальной безопасности.

Что принципиально важно: решение о корректировке Стратегии было принято с учётом тех глубоких политических, технологических трансформаций, которые происходят в мире, а также беспрецедентного санкционного давления на нашу страну.

Очевидно также, что приоритеты научно-технологического развития должны быть самым тесным образом связаны с ключевыми вызовами и задачами в экономике, в социальной сфере, в области безопасности, направлены на достижение нашего суверенитета в самом широком смысле слова: государственного, ценностного, индустриального и, безусловно, технологического.

Ещё раз подчеркну: по ключевым направлениям – важнейшим для развития страны, для повышения качества жизни граждан – нам необходимо обеспечить себя собственными технологиями, ключевыми компонентами, материалами и средствами производства, наладить выпуск всей линейки необходимой продукции, а там, где у нас есть или могут возникнуть, появиться уникальные компетенции, нужно ставить задачу занять ведущие позиции на глобальных рынках.

Такие подходы чётко зафиксированы в обновлённом проекте Стратегии. Именно ими, этими принципами, мы должны руководствоваться при реализации всей нашей научно-технологической повестки.

В этой связи считаю необходимым сформировать обновлённый перечень наиболее важных и необходимых для страны наукоёмких технологий и в целом актуализировать приоритетные направления развития отечественной науки.

Прошу Правительство совместно с президиумом Совета по науке и образованию подготовить соответствующие предложения, сделать это с учётом долгосрочного прогноза научно-технологического развития. Результаты проделанной работы обсудим уже на следующем заседании совета летом текущего года.

Уважаемые коллеги!

Очевидно, что приоритеты, обозначенные в проекте Стратегии, требуют принципиально новых подходов к финансированию науки.

И здесь выделю ключевую и очевидную вещь: показателем эффективности реализации любой научной программы должны быть именно продукты, технологии, качественные изменения в экономике, в жизни людей.

Могу сказать, что у нас уже есть позитивный опыт, когда общими усилиями государства, науки, бизнеса удалось добиться именно таких, значимых, востребованных, результатов.

Можно привести много примеров, но, что касается такой сферы, как продовольственная безопасность, после фактического провала, утраты отрасли отечественной селекции в 90-х годах прошлого века сейчас у нас растёт число отечественных птицефабрик, которые разводят нашу собственную мясную породу кур, специалисты знают об этом, «Смена-9». Её выведение – грандиозный успех российских учёных и селекционеров.

Другое значимое, совсем из другой области, достижение – в области ядерной энергетики. «Росатом» уже начал монтаж первого в мире энергокомплекса с замкнутым топливным циклом, без ядерных отходов. В его основе – абсолютно новые принципы и новейшие экологичные технологии как традиционной атомной, так и термоядерной энергетики.

По другим направлениям нашего развития мы также обязаны выходить на весомые, убедительные результаты, а контроль за их достижением, соблюдением установленных сроков должен быть максимально жёстким. В том числе нужно использовать эффективные механизмы при распределении средств, выделяемых на науку.

И в этой связи скажу о Российском научном фонде. Его стратегию развития мы также сегодня обсудим. Отмечу, что РНФ традиционно предъявляет строгие требования к отбору проектов и к самим результатам исследований, демонстрирует лучшие практики научной экспертизы, и потому принципиально важно, чтобы фонд и дальше работал как действенный инструмент поддержки учёных, в том числе молодых – тех, кто только начинает свой путь в науке.

Мы расширили мандат РНФ. Помимо поддержки фундаментальных исследований фонд с 2023 года финансирует ключевые прикладные проекты.

Здесь также есть существенные результаты. В прошлом году за счёт новых технических решений удалось значительно увеличить производство сверхвысокочастотной электроники, а совсем скоро планируется вывод на рынок первых изделий на основе отечественных фотонных интегральных микросхем, что позволит России наращивать свою самодостаточность в области электроники. Правительство сейчас много занимается этими вопросами.

Такие результаты получены в том числе благодаря плодотворному взаимодействию с крупнейшими компаниями, с Минпромторгом. В этой связи прошу и другие министерства, ведомства, госкорпорации так же активно сотрудничать, выстраивать долгосрочное партнёрство с Российским научным фондом.

В этой связи предлагаю осуществлять конкурсный отбор проектов в гражданской сфере преимущественно через Российский научный фонд. Это первое.

Второе. Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причём сделать это не за счёт перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками.

Понимаю, только вчера мы с Правительством говорили про бюджет, говорили о наших приоритетах. Это непростая задача. Но всё-таки об этом нужно думать и нужно двигаться в этом направлении. При этом необходимо сохранить объём поддержки фундаментальных программ фонда.

И в целом хотел бы сказать о финансировании отечественной науки. По объёму государственных расходов на науку наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Сейчас не буду говорить, где именно она находится, но в целом это справедливое замечание, на одном из ведущих мест в мире. Отмечу вместе с тем, что общий объём госрасходов на научные исследования и разработки гражданского назначения в ближайшие три года превысит полтора триллиона рублей.

В бюджете на текущий год мы, конечно, прибавили средства на развитие науки. Но те, кто занимается финансированием, да и наукой, понимают, что в реальном выражении расходы на науку всё-таки снижаются немножко, немножко снизились, имею в виду необходимую поправку на инфляцию, и в процентах от ВВП.

Поэтому прошу Правительство проработать вопрос о расширении финансовой поддержки российской науки. Это очень важный вопрос. Фундаментальные вещи, без решения которых нам невозможно будет двигаться ни по одному направлению. И достижение национальных целей развития, о которых мы всё время говорим, и правильно делаем, тоже без решения задач в сфере, которую мы рассматриваем сегодня, вряд ли удастся, вряд ли удастся добиться тех целей, которые мы перед собой ставим, той высокой планки, которую мы ставим перед собой.

Давайте перейдём к повестке дня. Слово – заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Чернышенко. Пожалуйста, прошу Вас, Дмитрий Николаевич.

Д.Чернышенко: Спасибо большое.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Стратегия научно-технологического развития была утверждена Вами ещё в 2016 году и доказала свою эффективность, своевременно обозначив глобальные вызовы, которые стоят перед наукой. Это позволило правильно расставить научные приоритеты и сконцентрировать усилия на критически значимых направлениях.

Для ответа на вызовы, которые были обозначены в Стратегии, в соответствии с Вашим указом в 2018 году был сформирован национальный проект «Наука и университеты». Его инструменты обеспечили поддержку и кооперацию ведущих научных коллективов и внедрение разработанных ими решений в нашу экономику. Благодаря мероприятиям национального проекта также удалось существенно обновить приборную базу ведущих научных организаций до 50 процентов, а также, например, в 2023 году, впервые в истории нашей страны, переломить тенденцию сокращения численности исследований.

В 2022 году мы все столкнулись с беспрецедентным давлением на нашу научную сферу, и ключевая цель санкций была отрезать нашу страну от передовых технологий. Год назад на совете Вы поручили внести обновление Стратегии, и по Вашему поручению Минобрнауки совместно с Академией наук, Курчатовским институтом, профильными ведомствами подготовило новую редакцию Стратегии, которая уточняет её основные положения. Проект также был существенно доработан редакционной группой по поручению президиума Совета по науке и образованию.

Во-первых, в качестве ключевой задачи мы отразили, как Вы и сказали, обеспечение всех видов суверенитета. Это одна из шести задач, которую Вы дали Правительству в 2022 году, одна из них – технологический суверенитет, и мы понимаем под ним наличие в стране под нашим национальным контролем критических и сквозных технологий, собственных линий разработки, условий производства продукции на их основе, которые обеспечивают устойчивую возможность государства и общества достигать национальных целей и реализовывать наши национальные интересы. А для этого Правительством по Вашему поручению уже принят ряд мер, в соответствии с ними утверждена была, например, концепция технологического развития, и в соответствии с ней запущен ряд конкретных проектов.

По Вашему поручению реализуется десять проектов развития сквозных технологий, такие как новые материалы, нейротехнологии, искусственный интеллект и так далее на основе соглашения между Правительством и компаниями-лидерами.

Определены также 11 крупных, мы их называем «мегапроекты», проектов технологического суверенитета в таких критически значимых отраслях, как станкостроение, микроэлектроника, беспилотники, малотоннажная химия, двигателестроение и другие, причём в каждом таком проекте Правительством утверждена методология, – совместно с Денисом Валентиновичем и мною, – которая определяет потребности в кадрах и НИОКР для каждого проекта.

Принят также Федеральный закон о развитии малых технологических компаний. Есть реестр, где они все указаны, ведётся работа также по созданию технологических холдингов.

Во-вторых, мы предлагаем уточнить, как Вы поручили, большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития. Новые вызовы связаны прежде всего, конечно, с трансформацией миропорядка, которая происходит.

Мы видим переход к многополярному миру, и для ответа на вновь возникшие угрозы и вызовы мы предлагаем расширить перечень приоритетов научно-технологического развития с учётом технологий, таких как природоподобные технологии, генетика, искусственный интеллект, большие данные, а также ответ на вечные гибридные угрозы безопасности.

Владимир Владимирович, предлагается также в Стратегии отразить механизм, который предусматривает формирование под каждый проект перечня необходимых для его достижения перспективных, в том числе и критических, технологий.

В-третьих, предлагается отразить в Стратегии систему управления, которая де-факто уже сформирована за последние три года в соответствии с Вашими отдельными поручениями, и отразить функции созданной Вашим указом Правительственной комиссии по научно-технологическому развитию.

Ещё с учётом возросшей роли Российской академии наук мы предлагаем создать при комиссии научно-технический совет под руководством Геннадия Яковлевича Красникова, который обеспечит экспертное и научное сопровождение. Кроме того, в Стратегии предлагается закрепить институт заместителей и руководителей ведомств, которые персонально ответственны за научно-технологическое развитие в своих сферах кураторства и деятельности. Он уже по Вашему как раз поручению тоже был сформирован. Теперь его необходимо нормативно закрепить, чтобы была унификация обязанностей таких заместителей и требований к ним.

Кроме того, в соответствии с Вашим поручением предусмотрено нормативное закрепление института головных научных организаций, что даст возможность формировать единые требования к таким организациям, определить порядок их назначения. Мы, конечно, будем ориентироваться в том числе на колоссальный опыт Курчатовского института, головной научной организации по многим ключевым программам, например, ФНТП в области генетики, сельского хозяйства, синхротронных исследований.

Реализация Стратегии будет осуществляться через исполнение государственной программы, программа № 47 – «Научно-технологическое развитие», в которой по Вашему поручению уже консолидированы средства на научные исследования и собраны все меры поддержки исследований и разработок.

Уважаемый Владимир Владимирович, прошу Вас поддержать в целом новую Стратегию, редакцию Стратегии в соответствии с тем, что Вы сказали, в течение недели, если сейчас прозвучат какие-то дополнения, оперативно доработаем и внесём Вам проект указа.

Спасибо, доклад окончен.

В.Путин: Спасибо. Пожалуйста, министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков.

В.Фальков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!

В продолжение вопроса о корректировке Стратегии научно-технологического развития я хочу доложить о развитии конкурсного финансирования исследований и разработок.

За 6 лет, с 2017-го по 2023 годы, фактические расходы федерального бюджета на поддержку исследований и разработок выросли на 68 процентов – с 355 до 597 миллиардов рублей, а конкурсная поддержка – с 32 до 146 миллиардов рублей. Ее доля в расходах на науку увеличилась с 9 до 24 процентов. Это свидетельствует о том, что наряду с государственным заданием и закупками грантовая поддержка является одним из основных востребованных способов финансирования науки. Палитра инструментов конкурсного финансирования также постоянно расширялась – с 6 инструментов в 2017 году до 29 инструментов в 2024 году. Общий объем финансирования в текущем году составит 166 миллиардов.

Подробнее остановлюсь на четырех основных направлениях грантовой поддержки и предложениях по их совершенствованию.

Первое. Вы уже отметили, опыт развития грантовой поддержки Российского научного фонда. В 2019 году завершилось объединение государственных научных фондов и интеграция грантовой поддержки в систему РНФ. Объем имущественного взноса в РНФ увеличился с 22,9 миллиардов рублей в 2019 году до 31,6 миллиарда рублей на фундаментальные исследования в 2024 году.

Уважаемый Владимир Владимирович, по итогам прошлого заседания Совета Вами дано поручение расширения возможности РНФ по финансированию не только фундаментальных и поисковых, но и опытно-конструкторских и технологических работ. В рамках апробации нового инструмента в 2023 году Фонду было выделено 1,5 миллиарда рублей на прикладные исследования по микроэлектронике. Целевым заказчиком выступил Минпромторг России. Принципиальным условием выделения средств в рамках данного направления поддержки является наличие конкретного предприятия, которое может взять на себя обязательство по обеспечению выпуска наукоемкой продукции, то есть гарантию использования полученных научных результатов.

Фонд обеспечил соответствующее правовое сопровождение, перенастроил систему экспертизы и запустил пилотные проекты с нашими ведущими технологическими компаниями. При этом общее время от момента принятия решений до запуска проектов по итогам конкурсных процедур составило менее трех месяцев. В текущем году объем поддержки этих проектов составит 2,5 миллиарда рублей.

Важно отметить, что интерес, который в настоящее время проявляет бизнес, превосходит текущие финансовые возможности Фонда, в связи с чем тиражирование полученного опыта в других отраслях, значимых для достижения технологического суверенитета, возможно при увеличении имущественного взноса в РНФ для поддержки перспективных прикладных научных исследований и разработок по всей линейке стратегических инициатив.

Второе – обновление приборной базы научных и образовательных организаций.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вами в 2018 году была поставлена задача обновить к концу 2024 года не менее 50 процентов приборной базы ведущих научных и образовательных организаций. Эта задача была сформулирована в Указе № 204. Задача успешно выполняется в рамках национального проекта «Наука и университеты». Наконец, с 2023 года доля обновления уже превышает 50 процентов. К концу текущего, 2024 года, составит около 60 процентов.

При этом, начиная с 2021 года, мы последовательно наращиваем требования к проценту закупаемого организациями отечественного оборудования. В текущем году – не менее 25 процентов. Качество результатов научной деятельности напрямую зависит от условий работы ученого, наличия современного оборудования. Предлагаем сохранить данную меру поддержки, при этом установить требования по закупаемым научным приборам российского производства на уровне не менее 50 процентов.

Важно также отметить, что выполнение этой задачи возможно благодаря реализации с 2023 года федерального проекта, отдельного нового федерального проекта по развитию отечественного приборостроения для научных исследований, разработанного по Вашему поручению. В настоящее время совместно с Российской академией наук прорабатываем подходы по реализации данного инструмента в следующем цикле.

Третье – реализация стратегических инициатив Президента в научно-технологической сфере.

Инструменты грантовой поддержки играют важную роль и в реализации президентских стратегических инициатив в научно-технологической сфере. Речь идет о федеральных научно-технических программах и важнейших инновационных проектах. Так, в соответствии с Вашим указом с 2019 года реализуется ФНТП развития гентехнологий, в рамках которой за счет грантовой поддержки созданы и функционируют три центра геномных исследований по четырем направлениям программы: «Биобезопасность и обеспечение технологической независимости», «Генетические технологии для развития сельского хозяйства», «Генетические технологии для медицины», «Генетические технологии для промышленной микробиологии».

В целях развития грантового финансирования в дополнение к созданным центрам мирового уровня с 2021 года осуществляется целевая грантовая поддержка 15 проектов по созданию и развитию всех типов биоресурсных коллекций – в них участвуют более 50 организаций, и 22 исследовательских программ – в них участвуют 90 научных и образовательных организаций. Одним из мероприятий исследовательских программ впервые на системной основе в нашей стране стало развитие научного волонтерства. Это позволило вовлечь во все эти мероприятия свыше 32,5 тысячи волонтеров, вовлечь школьников и студентов в исследования, повысить их мотивацию, сделать профессиональный выбор в пользу генетики. Этот опыт был успешно масштабирован в рамках одной из инициатив в объявленном Вами Десятилетии науки и технологий.

Обсуждая вопросы развития конкурсных инструментов поддержки, важно на будущее предусмотреть применение единых подходов к отбору и реализации проектов. Это предоставит возможность гибкого управления ресурсами, то есть предлагается формирование единой субсидии на научные исследования и разработки на реализацию всех стратегических инициатив Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере.

И, наконец, четвертое. Создание лабораторий под руководством молодых перспективных исследователей, отбор которых осуществляется на конкурсной основе. Данный инструмент зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных механизмов привлечения и закрепления молодежи в науке.

В рамках национального проекта «Наука и университеты» создано 940 таких лабораторий, и хотел бы отметить, что в текущем году 30 таких лабораторий начнут функционировать в научных и образовательных организациях в воссоединенных субъектах Российской Федерации. При отборе учитывается не только научная значимость проекта, но и запрос реального сектора экономики, а также привлекается отраслевое академическое экспертное сообщество. Отмечу, что данный инструмент востребован у молодых исследователей. В среднем конкурс составляет около пяти заявок на одну лабораторию, а по отдельным направлениям доходит до девяти-десяти. Многие лаборатории отобраны три-четыре года назад и, проводя анализ их деятельности, мы видим, что они, с одной стороны, дают возможность закрепиться в науке начинающим исследователям, но, что самое важное, через эти лаборатории мы получаем востребованный отраслями результат.

Подводя итоги, необходимо отметить, что за последние годы механизмы грантовой поддержки обеспечили широкий арсенал инструментов и возможность концентрации исследований на заданных стратегических приоритетах. Поэтому полагаю необходимым рассмотреть возможность сохранения мер поддержки научных исследований за пределами 2024 года, в том числе в составе стратегических инициатив Президента в научно-технологической сфере в новых редакциях тех или иных инструментов. И учитывая полученные результаты, рассмотреть вопрос повышения уровня финансового обеспечения указанных мер.

В завершение, уважаемый Владимир Владимирович, хотелось бы отметить, что в рамках обновления Стратегии научно-технологического развития усиливается роль субъектов Российской Федерации в научно-технологической повестке. Начиная с 2021 года, который был объявлен Годом науки и технологии, мы фиксируем устойчивый интерес руководителей регионов к научно-технологической сфере.

Во исполнение Вашего поручения по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию, который состоялся в феврале 2020 года, ежегодно, начиная с 2022 года, Комиссией по научно-технологическому развитию формируется национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов и проводится анализ региональных программ, связанных с поддержкой науки, выявлением и тиражированием лучших практик и оценкой усилий регионов по научно-технологическому развитию.

Значимая роль в программах отводится инструментам конкурсной поддержки. Здесь хорошим примером служат региональные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, созданные, например, в Санкт-Петербурге, Московской и Тульской областях, Республике Татарстан и других регионах.

Именно развитие инструментов грантового финансирования с учетом научно-производственной специфики региона будет способствовать усилению роли субъектов в достижении технологического суверенитета России.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

Читайте также в рубрике "Страна":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

7 2

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России