Раиса Леонидовна Бакшутова родилась и долгое время прожила в Зин-Овраге – сейчас этого населенного пункта, как и многих российских деревень, уже нет на карте
- У родителей от рождения было семь детей. Двое в малолетстве померли. В прошлом году умер брат, который в Кошках жил, - говорит моя собеседница, - я одна осталась. И, весело смеясь, добавила: - Самая маленькая всех пережила!
-У меня образование 4 класса и коридор, - продолжает с улыбкой, - раньше ведь не все могли даже учиться в школе. В колхозе я трудилась от зари до зари – и плугарем, и поваром у трактористов, и сеяла, и снопом жала ниву, и даже конюхом была. Случилось так, что лошадь так лягнула меня, что несколько дней только из чайной ложечки кушать могла…
Рассказывая о своей жизни – полной сложных испытаний и невзгод, седая, как лунь, Раиса Леонидовна не раз озабоченно спрашивала:
- Може, про это писать и не нады? Ведь будет, как книга…
Да, действительно, судьба этой женщины, как книга, вместила в себя не один десяток противоречивых, нелегких, насыщенных историческими вехами, военных и послевоенных лет. Сама рассказчица недавно отметила 90-летний юбилей, сохранив при этом ясный взгляд светлых приветливых глаз, четкую речь, чувство юмора. Хорошо слышит, когда собеседник рядом и напротив, лицом к лицу, а если он повернется – уже теряется нить разговора. Рядом лежат очки и лупа – хозяйка шутливо их называет запасными глазами.
До войны их семья несколько лет жила в Новом Буяне Куйбышевской области, там располагалась бригада. А с началом войны они вернулись в родные края. Отца призвали на фронт в 1941 году, а в 1942 году уже пришло извещение, что он пропал без вести.
- Помню, два письма было от него, - вспоминает с горечью Раиса Леонидовна, - в одном он писал, что их переодели в форму, а в другом – что ранен в руку, вот подлечат и снова на фронт…
Не один год ее жизни связан с Ульяновском. Направили Раису с девчонками в Киндяковку, там строили дополнительную железную дорогу. Как тяжело было молоденьким девчушкам песок разгружать… А она – самая маленькая из них. Прыгнула однажды с платформы, да неудачно – ногу сильно вывихнула. Целый месяц ходить не могла. Мама вылечила припарками да травами.
Несколько девчонок, в их числе и Раису Леонидовну, отправили на Володарский завод, в ФЗО.
- Там нас одели в форму, - вспоминает собеседница, - учили мы и теорию, и практику, стали токарями. Мне нравилась эта интересная профессия. С 1943 по 1945 год работали там, а потом документы наши собрали и отправили в Сталинград. С мая по октябрь жили в палатках, которые протекали, а из еды – одна соленая селедка, которую мы сушили и по кусочку ели на завтрак, запивая водой. Никто не спрашивал нас, как мы живем, никто не заботился о нас. Мы работали...
Как порою хочется увести память от того, что помнить тяжело, да ведь не получается! По законам сурового военного времени Раиса Леонидовна, в числе некоторых знакомых, была осуждена. Как самой маленькой ей срок дали пять лет. До помилования работала в чердоклинском поле, где доила вручную 24 коровы, и трудилась скотником – кормила, поила, убирала навоз из-под 30 голов полуторогодовалых бычков. Помнит и голые деревянные нары для ночлега с мешком соломы, приспособленным под матрац, и лампу «мигушку»…
Только в 1947 году она смогла вернуться к родным в село. И здесь трудности не оставили ее. Нелегкая работа грузчика в колхозе – возила хлеб на элеватор, а мешки таскала по трапу на себе. На один трудодень полагалось тогда 200 грамм хлеба. Было время – в нелегких флягах возила молоко. Не унывала, не жаловалась на судьбу.
В 1949 году вышла замуж. Муж – Виктор Иванович Бакшутов - инвалид, участник японской войны. Один за другим родились детки.
В 1975 году, когда распался поселок Зин-Овраг, построили дом и переехали в Высокий Колок. Жить бы да радоваться, но ранения дали знать о себе. Без трех месяцев двадцать лет муж лежал парализованный. И мама старенькою стала, больная, тоже лежачая. Молодая женщина металась от матери к мужу и снова на ферму, где работала. И дом, и хозяйство – все на ней, маленькой и хрупкой.
Поразительно, что пережитое не сломило и не озлобило ее душу. И мужественно она восприняла потери: в 1988 году схоронила маму, а через некоторое время не стало и мужа.
И все же за все годы испытаний и лишений судьба наградила ее: одарила счастливым и активным долголетием (Автор: в 90 лет помнить даты, имена друзей дано не каждому!) в кругу троих детей, которые, слава Богу, все на пенсии. Из шести внуков осталось четверо, радуют трое правнуков. В 2011 году Раиса Леонидовна переехала в Новую Малыклу, где по сертификату, как вдова участника войны, получила уютную квартиру.
- Если б женился правнук, может, праправнуки б были уже, да видно всему свое время, - считает мудрая женщина и говорит: – Главное, были бы здоровы наши дети, внуки, да берегли бы мир…
Приготовившись фотографироваться, Раиса Леонидовна повязала красивый платок, и тихонечко, словно по-секрету, мне сказала, что у нее, кроме знаков «Ветеран труда», есть еще шесть медалей, и пообещала:
- Если доживу до Дня Победы, обязательно одену их…
Зинаида ЛЕОНТЬЕВА