Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые жители Ульяновской области!

Уважаемые депутаты Законодательного Cобрания!

06 1Сегодня Правительство региона вносит во втором чтении на рассмотрение Законодательного собрания проект бюджета Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 – 2024 годов.

Я благодарю всех, кто принимал участие в подготовке, обсуждении и конструктивной критике проекта областного бюджета. Это Правительство области, депутаты Законодательного собрания, региональные отделения ведущих политических партий, Общественная и Счетная палаты, экспертные группы. Общими усилиями в очень непростых условиях нам удалось сформировать приемлемый, хотя и во многом компромиссный бюджет, который, я считаю, позволит нам решать текущие и долгосрочные задачи. И прежде всего - повышение благосостояния жителей и социально-экономическое развитие Ульяновской области.

Считаю своим долгом выступить перед вами и дать характеристику бюджета, объяснить мотивы именно такой структуры расходов, сформулировать задачи, которые мы перед собой ставим.

Отмечу, что бюджет не является самодовлеющим документом. Это всегда инструмент реализации намеченных целей и планов. Его можно характеризовать только в логике понимания задач и перспектив развития региона.

Бюджет также невозможно оценивать вне конкретного социального, экономического, культурного контекста. Который сейчас определяется как негативными вызовами, сдерживающими наше развитие, так и вызовами-возможностями. К первым я отношу

- продолжающуюся пандемию, которая стимулирует дополнительные расходы и вызвала частичную дестабилизацию регионального здравоохранения;

- социальную растерянность, вызванную тем, что люди никак не могут вернуться к привычному образу жизни;

- короткий горизонт планирования и отсюда накопленный социальный пессимизм, и фрустрации;

- высокий уровень бедности;

- высокий уровень долговой нагрузки;

- ожидаемый высокий уровень инфляции, особенно в группе базовых товаров и услуг.

С другой стороны, мы видим тренды, обладающие позитивным потенциалом, создающие новые возможности. Это

- политическая стабильность, которую мы достигли в результате сложной избирательной кампании;

- особое внимание к Ульяновской области со стороны федерального центра;

- старт больших проектов. Они позволят нам решить ряд многолетних проблем и привлечь значительные дополнительные федеральные средства. Речь идет прежде всего о строительстве водовода для правобережной части Ульяновска, противооползневых и берегоукрепительных работах, строительстве новых школьных и больничных зданий.

- в 2021 году начался восстановительный рост экономики несмотря на продолжающуюся пандемию. Рост индекса промышленного производства за январь-октябрьсоставил 22% к аналогичному периоду 2020 года.

Стабилизируется рынок труда. Так, уровень регистрируемой безработицы составляет 0,78%. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) – 4,3% (среднероссийское значение – 4,6%). Оба показателя уже практически соответствуют допандемийному значению.

Таким образом, мы постепенно возвращаемся к доковидным показателям. Это внушает определенный оптимизм и позволяет планировать дополнительные финансовые поступления в областной бюджет в течение следующего года. Это очень хороший фон для реализации бюджетной политики.

Уважаемые коллеги!

Общие параметры бюджета следующие

Доходная часть областного бюджета Ульяновской области сформирована на 2022 год в сумме – 72 миллиарда 923 миллиона 600 тысяч рублей, что на 5,7% больше уровня первоначально утвержденного бюджета на 2021 год.

Расходная часть областного бюджета сформирована на 2022 год в сумме 77 миллиардов 948 миллионов 400 тысяч рублей. По сравнению с утверждённым бюджетом на 2021 год запланирован ростом расходов на 3%.

Обычно годовому бюджету дается емкая краткая характеристика, определяющая его главную суть. «Бюджет развития», «социально ориентированный бюджет», «сбалансированный бюджет». Бюджет 2022 года я определяю с двух сторон. Как бюджет обеспечения социальных гарантий. И как бюджет финансового оздоровления, финансовой санации. Это первый шаг глубокой системной работы по повышению эффективности бюджетной политики.

Выделю приоритетные задачи, на решение которых направлена областная бюджетная политика.

Первое. Возвращение социального оптимизма в жизнь ульяновцев. А это возможно только путем повышения уровня доходов населения, снижения уровня бедности.

Впервые за много лет в бюджете 2022 года на 11,5 месяцев предусмотрены заработная плата с начислениями и все социальные обязательства перед жителями области. Уточню, что заложена индексация для всех категорий работников бюджетной сферы, а также повышение заработной платы с 1 января 2022 года педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций на 17,9%.

Кроме того, финансово обеспечена индексация на 4,1% с 1 февраля 2022 года мер социальной поддержки жителей региона.

Это значит, что мы гарантируем нашим землякам пусть минимальную, но подушку безопасности.

Наш приоритет - социальная политика, образование, здравоохранение, культура, физическая культуры и спорт, помощь бюджетам муниципальных образований. Удельный вес расходов на социальную сферув общей сумме расходов областного бюджета на момент его принятия составляет 69,2 процента (в 2021 году - 63,3%) или почти 54 миллиарда рублей.

Продолжая логику социального оздоровления и возвращения социального оптимизма, особо отмечу появившиеся результаты по решению, пожалуй, ключевой проблемы Ульяновской области – низкого уровня оплаты труда. На сегодняшний момент заключено более 1000 соглашений с предприятиями о повышении заработной платы. По итогам сентября (пока более свежих данных нет) темп роста заработной платы по полному кругу предприятий с начала текущего года составил 110,8%. Мы видим рост заработной платы выше уровня официальной инфляции (105,5%).

Пользуясь случаем, я благодарю ответственных работодателей, предпринимателей, которые в достаточно трудные времена пошли на повышение заработной платы своим сотрудникам и понимают суть нашего «зарплатного маневра».

Стабильный достойный доход работников – основа экономического и социального благополучия всей области. Это возможность наращивать доходную базу региона через рост НДФЛ.

Второе направление бюджетной политики –финансовое оздоровление бюджета, снижение долговой нагрузки.

Мы продолжим реализацию Программы оздоровления государственных финансов Ульяновской области на 2020-2024 годы. Предполагаемый бюджетный эффект в 2022 году ожидается как минимум в размере 2-х миллиардов 265-и миллионов рублей.

На данный момент основная сумма госдолга 41 миллиард 400 миллионов рублей. Это очень большая сумма, но мы укладываемся в критерии и лимиты, установленные Законом. В 2022 году мы продолжим практику замены коммерческих, так называемых «горячих» кредитов с высокими процентами и коротким сроком погашения, государственными заимствованиями – «холодными» кредитами с невысокими процентами и сроками погашения от 7 до 15 лет.

Сейчас основная составляющая госдолга— это бюджетные кредиты, которыми удалось в текущем году заместить по ставке всего в 0,1% годовых 13,5 млрд рублей коммерческих заимствований. На данный момент более 70% долговых обязательств имеют срок погашения в 15 лет. Это позволяет равномерно распределить долговую нагрузку на областной бюджет.

Таким образом, мы создали прочный фундамент, который не позволит региону упасть в новую долговую яму.

Третье направление бюджетной политики – обеспечение социально-экономического развития.

Я неоднократно слышал такую претензию к проекту областного бюджета, что якобы не заложены средства на развитие.

Со всей ответственностью заявляю – это не так. Наша логика такова – все собственные дополнительные доходы (а их будет как минимум 5-6 миллиардов рублей), вся федеральная поддержка будет направлена на развитие социальной, дорожно-транспортной, коммунальной, инженерной инфраструктуры области. Также мы будем наращивать вложения в развитие инвестиционной инфраструктуры. А это в свою очередь даст нам возможность привлекать внешние и внутренние частные и государственные инвестиции.

Сейчас же в соответствии с проектом областного бюджета 2022года финансирование отраслей региональной экономики сохранится на должном уровне. Будет обеспечена государственная поддержка сельского хозяйства, дорожной отрасли, транспорта. Всего на данные цели на 2022 год предусмотрено 13 миллиардов 197 миллионов 800 тысяч рублей. А это 16,9% от общего объёма расходов.

На данный момент финансовая помощь из федерального бюджета предусмотрена на 2022 год в сумме 18 миллиардов рублей. Это зафиксировано в проекте бюджета. Отмечу, что это неконечная цифра. На текущий момент объемы финансовой помощи субъектам РФ в полном объеме еще не распределены, она будет уточняться после принятия Закона о федеральном бюджете на 2022-2024 годы.

У нас есть все основания для существенного увеличения размеров федеральной поддержки. Будем максимально использовать ресурс наших сенаторов и депутатов Государственной думы.

У нас имеется понимание по каким направлениям и объектам области нужно, так сказать усиленное финансирование. Кроме того, я поставил задачу перед областным Правительством, войти в максимальное число федеральных проектов и программ.

У области есть возможности взять инфраструктурные бюджетные кредиты, привлечь деньги через инфраструктурные облигации, использовать деньги Фонда национального благосостояния. Уже сейчас есть решение о поддержке области в рамках инфраструктурного меню. Сумма более 2,5 млрд рублей.

Сформированный проект бюджета предусматривает полное выполнение региональных обязательств по реализации на территории области 11 национальных проектов. Это 12 миллиардов 700 миллионов рублей, значительная часть которых пойдет на развитие социальной инфраструктуры.

Четвертое приоритетное направление – проведение эффективной политики управления региональным имуществом. Область, областной бюджет должны получать отдачу от каждого объекта. Нельзя допускать ситуации, когда однотипные предприятия или организации в одном регионе работают с прибылью, а, например, в нашем являются убыточными, дотационными. Это свидетельствует о неэффективности руководителей и тех, кто отвечает за это направление в правительстве.

Мы сейчас начали глубокий анализ по каждому объекту. Будут выработаны конкретные решения (приватизация, оптимизация деятельности, вложение средств, сдача в аренду и так далее). Считаю, что все разговоры о продаже или наоборот не продаже областных предприятий на данный момент являются спекуляцией и чьим-то желанием поймать хайп. Все решения будут вырабатываться гласно, с привлечением экспертов и общественности. Полагаю, что уже в 2022 году областная казна получит дополнительные доходы в результате более эффективного управления государственным имуществом.

Пятое направление – муниципальная политика, совершенствование межбюджетных отношений.

Мы все должны понимать, что сильный регион возможен только при экономически развитых, финансово сильных муниципалитетах. Сильные муниципалитеты – залог успешности всего региона.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Общий объём субсидий муниципальным образованиям в 2022 году составит 5,14 млрд рублей.

Субвенции на выполнение государственных полномочий предусматриваются в объёме 11,41 млрд рублей, что на 4,18 млрд рублей или на 57,9% больше первоначально утверждённого бюджета на 2021 год.

В целях заинтересованности органов местного самоуправления в развитии своих территорий сохранится механизм стимулирования муниципальных образований. На эти цели будут выделены дотации в сумме 100 млн рублей. Это и дотации за эффективность работы органов местного самоуправления. И за достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. И за качественное управление муниципальными финансами. И конкурс «Лучшие городские и сельские поселения Ульяновской области». И региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Также в 2022 году сохраняет свою актуальность региональный приоритетный проект «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области». На его реализацию в областном бюджете предусмотрено 80 миллионов рублей.

Вместе с тем очень серьезной проблемой для большинства муниципальных образований является накапливаемая нехватка собственных средств для покрытия расходных полномочий органов местного самоуправления.Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и укреплять систему собственных ресурсов формирования доходной части местных бюджетов, в том числе путём увеличения поступлений налогов от субъектов малого и среднего бизнеса.Необходимо стимулировать предпринимательство в районах, создавать точки роста, стараться зарабатывать самим.

Для этого нам надо повышать мотивацию муниципальных образований стимулировать на своих территориях развитие бизнеса.

Уважаемые коллеги!

Дорогие ульяновцы!

Завершая свое выступление, я обязан, обращаясь ко всем жителям региона, сказать о подготовке Социального кодекса Ульяновской области.

Вы знаете, что много лет государственная власть Ульяновской области наращивала социальные обязательства перед населением. Вводились различные региональные выплаты и формы поддержки жителей.

Пришла пора осуществить глубокий анализ этих мер, дать им оценку как с точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения социальной эффективности. Подчеркну, именно социальной. А не экономической или политической. Насколько эти меры помогают, например, выбраться из бедности или преодолеть тяжелые жизненные ситуации. Есть еще один немаловажный момент. Многие региональные меры поддержки принимались тогда, когда не было аналогичных федеральных мер, или они были недостаточны. То есть областная социальная политика выполняла преимущественно компенсаторный характер.

Сейчас ситуация меняется. Федеральный бюджет наращивает меры и инструменты социальной поддержки, создает сетку социальных гарантий, поддерживающих семьи на плаву. И сейчас многие региональные инструменты и выплаты просто-напросто дублируют федеральные. При этом они весьма затратны для налогоплательщиков.

Поэтому созданная при Правительстве Ульяновской области комиссия, состоящая из представителей общественной палаты, общественных организаций, депутатов и областных и муниципальных чиновников ведет работу по тщательному глубокому анализу все системы социальной помощи. Итогом работы станет проект регионального социального кодекса. Это будет система адресных эффективных мер социальной поддержки, основанных на принципе нуждаемости, не повторяющих, не дублирующих федеральные инструменты. Таких мер, которые реально будут помогать тем, кто в этом нуждается.

Считаю, что работа над Социальным кодексом может стать общим делом для всех ульяновцев.

Уважаемые коллеги!

Подвожу итог. Считаю, что нам всем вместе удалось подготовить надежный и понятный документ, который обеспечит социально-экономическую стабильность, и станет основой для развития региона в 2022 году.

Спасибо за внимание!

Читайте также в рубрике "Губерния":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

listovka

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России