Обращение главы региона адресовано, прежде всего, тем, кто готов развивать свой бизнес, а также тем, кто ищет и изучает лучшие практики инвестиционной политики и истории успеха, которые можно масштабировать на другие территории.
«Российские и зарубежные деловые круги готовы к экономически выгодному сотрудничеству. Поэтому рассматриваю данное инвестиционное послание как приглашение инвесторов в Ульяновскую область – я как губернатор гарантирую, что в нашем регионе одни из лучших в стране условий для предпринимательской деятельности. Со всей ответственностью заявляю, что Ульяновская область, органы власти региона продолжали, и будут продолжать выстраивать отношения с бизнесом на фундаменте доверия, предсказуемости и открытости», - отметил Губернатор Сергей Морозов.
У региона есть весомые преимущества и он готов делиться формулой успеха: Ульяновской области на протяжении длительного времени удается сохранять лидирующие позиции в сфере инвестиционной активности и создании комфортных условий ведения бизнеса. В общем рейтинге 2020 года Ульяновская область заняла общее 17-е место среди 83 регионов России, поднявшись, по сравнению с 2019 годом, на 3 позиции вверх, в частности по качеству государственного управления мы заняли 5 место. 62 место по экологической составляющей рейтинга для Ульяновской области очень плохой и неприемлемый результат. Одновременно – это вызов, шанс измениться, улучшить экологичность территории, экологичность экономики.
Достаточно высокий уровень социального развития подтверждает рейтинг качества жизни российских регионов РИА-новости, в котором Ульяновская область заняла 33 место, а среди регионов ПФО - пятое место, немного уступив лидерам. Интегрированным показателем уровня жизни является доля безналичных платежей. По данным Центрального банка РФ, в целом по стране этот показатель составляет 64%, в Ульяновской области выше – 67%.
В ESG-рейтинге по критериям группы G - качество государственного управления -Ульяновская область находится на пятом месте в России. Это закономерный итог многолетней комплексной работы по совершенствованию делового климата и повышению качества государственных институтов.
Экономика области проходит экономический кризис, спад деловой активности с минимальными потерями. Были предприняты комплексные меры антикризисной поддержки бизнеса по самым разным направлениям. За период карантинных ограничений принято пять пакетов поддержки бизнеса. Решаемые в 2020 году задачи - сохранение экономической среды и недопущение краха предприятий, сохранение занятости и защита доходов, уровня благосостояния жителей в целом решены. Самый тяжелый период пройден. Сейчас важно переходить от реактивных, стихийных мер поддержки к системным, проактивным. Сохраняются все принятые в 2020 году меры поддержки, будут развиваться секторальные инструменты, направленные на наиболее пострадавшие в пандемию сектора экономики. Эти инструменты и составят шестой региональный пакет антикризисных мер. Положительным результатом периода ограничений стали открывшиеся возможности, новые ниши для развития бизнеса. Это взрывное развитие электронной торговли. Стала складываться и институционализироваться цифровая экосистема поддержки МСП – все больше организационных и административных интеракций переходит в онлайн. Открылись новые возможности в сфере туризма. Региональные IT-компании превратились в национальных чемпионов и имеют свои офисы в зарубежных странах. Отмечен рост числа самозанятых граждан, что является свидетельством активной легализации неформального, теневого сектора экономики.
Задачи на 2021 год и последующие годы – максимально закрепить достигнутые результаты и запустить новый инвестиционный цикл в Ульяновской области, опираясь на уже используемые и совершенно новые инструменты инвестиционной политики.
1. Для удобства инвесторов используются практически все доступные в России инструменты поддержки. В 2019 году в регионе введен новый федеральный механизм государственной поддержки инвесторов – инвестиционный налоговый вычет. За счет этой меры инвесторы получают возможность вернуть до 90% затрат, понесенных на локализацию и капитальные вложения по созданию производства.
Для участников региональных инвестиционных проектов предусматривается снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, до 10%. Одновременно с применением указанной ставки налог на прибыль организаций в федеральный бюджет и налог на имущество организаций составляет 0%. С 2020 года подготовлено законодательство региона к применению обновленного федерального механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Набор льгот в каждом СПИК индивидуален и зависит от ряда условий. При этом все участники СПИК имеют пониженные ставки налога на прибыль. С 2021 года в регионе намерены развивать принципиально новый механизм поддержки инвесторов - СЗПК – соглашение о защите и поощрении капиталовложений. С 1 апреля 2021 года на территории Ульяновской области инструмент СЗПК будет запущен на полную мощность
2. Создание условий для локализации производств, соответствующих актуальным требованиям инвесторов – строительство новых производственных корпусов. На протяжении почти 12 лет в Ульяновской области действует индустриальный парк «Заволжье» с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой. Этот парк – один из самых эффективных в стране по налоговой отдаче на вложения в его инфраструктуру. Еще одной гордостью является единственная, уникальная в европейской части страны Портовая особая экономическая зона «Ульяновск». В регионе есть территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Первая такая зона уже создана в Димитровграде площадью. Там успешно действует Димитровградский индустриальный парк «Мастер». К 2025 году планируется расширение парка до 250 тыс. кв. м., а к 2030 году - до 298 тыс. Другая территория опережающего развития активно формируется в городе Инза.
3. Доступ к дешевой электроэнергии и развитие собственных тарифо-независимых энергоисточников. В настоящее время принято решение о строительстве в левобережной части Ульяновска новой главной понижающей электроподстанции 220/10 кВ., которая станет частью единой энергосистемы Ульяновской области и обеспечит снижение действующего тарифа для новых промышленных предприятий с 7,07 рублей за кВт*час до 3,88 рублей за кВт*час, то есть практически вдвое. Такое снижение позволит привлечь целый ряд энергоёмких проектов в сфере микроэлектроники, композитных материалов, обработки данных.
4. Реформа контрольно-надзорной деятельности, в том числе регуляторная гильотина.
5. Работа на опережение, развитие перспективных направлений и отраслей, обеспечивающих технологическое преимущество и имеющих высокий инновационный потенциал - ключевой фактор успеха в формировании привлекательного инвестиционного климата. Ульяновская область, определив для себя стратегию инновационного развития, наращивает свои конкурентные преимущества сразу в нескольких инновационно и технологически емких отраслях: альтернативная «зеленая» энергетика; композитные материалы; развитие транспортно-логистического потенциала Ульяновской области, развитие сельскохозяйственного производства, развитие креативных индустрий.
6. Развитие транспортной инфраструктуры. Решен многолетний вопрос о завершении строительства мостового перехода через реку Волга «мост Президентский», ввод объекта запланирован на сентябрь 2021 года. Автомобильная дорога «Ульяновск-Димитровград-Самара» передана в федеральную собственность. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из федерального бюджета Ульяновской области выделены средства на строительство и реконструкцию 5 автодорог в пределах Ульяновской городской агломерации. Наращиваются темпы перевода пассажирского автотранспорта на газомоторное топливо.
7. Развитие туризма. С 2021 года появится новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который определит ключевые цели развития туризма до 2030 года. Необходимо повысить инвестиционную привлекательность туристической отрасли и создать условия наибольшего благоприятствования инвесторам в эту сферу. В регионе приступили к формированию целого ряда полноценных туристических кластеров, вокруг наиболее привлекательных для туристов культурно-природных комплексов в разных частях Ульяновской области. Ведется работа по обеспечению инвестиционных площадок соответствующей инженерной инфраструктурой.
8. Государственно-частное партнёрство (ГЧП) как инструмент привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Механизмы ГЧП дают возможность создания устойчивой схемы «государство-бизнес» для решения задач, прежде всего, в развитии социальной инфраструктуры. Этот механизм позволяет привлекать частные инвестиции, казалось бы, в не очень привлекательные для бизнеса сферы культуру, здравоохранение, спорт, образование и так далее. ГЧП повышает эффективность использования бюджетных средств. Одной из перспективных сфер применения механизма ГЧП является жилищно-коммунальный комплекс и проекты в сфере здравоохранения.
9.Территориальное измерение инвестиционной политики. Наращивание потенциала за счет интеграционно-агломерационных процессов.
10. Обучение и команды. Регион целенаправленно трансформируем областную систему профессионального образования. Повышается ее адаптивность и восприимчивость к запросам работодателей и приоритетам рынка труда. Создаются специализированные центры компетенций разных уровней. Идет активный процесс модернизации материально-технической базы профессионального образования. В прошлом 2020 году открыты 10 современных мастерских, оснащенных самым современным оборудованием. А в течение этого года будет создано еще 16 мастерских в трех колледжах региона.
Особое направление нашей работы – это формирование управленческих команд, реализующих инвестиционную политику. В настоящее время в каждом муниципальном районе сформированы проектные инвестиционные команды, которые решают задачу развития бизнес-среды.
Комментарий главы администрации муниципального образования “Новомалыклинский район” А.Д.Пуреськиной:
- Инвестиционное послание Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова на 2021 год ещё раз подтверждает приверженность Ульяновской области высоким стандартам инвестиционной политики, готовность всей системы управления регионом создавать максимально комфортные условия ведения бизнеса.
В июле 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин определил национальные цели развития страны до 2030 года – сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация.
Эффективная инвестиционная политика является действенным инструментом достижения поставленных целей, поэтому привлечение инвестиций - одна из стратегических задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Новомалыклинского района на период до 2030 года. Мы заинтересованы в проектах, направленных на создание новых высокопроизводительных рабочих мест для наших жителей, обеспечивающих создание конкурентоспособной конечной продукции и, как следствие, формирующих поток новых налоговых поступлений в бюджет.
На сегодняшний день Новомалыклинский район соответствует всем требованиям Стандарта деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В течение последних 3-х лет район является лидером рейтинга муниципальных образований Ульяновской области по итогам исследования состояния делового климата. Деятельность администрации максимально открыта, мы готовы обсуждать важные решения с бизнес-сообществом и инвесторами. При главе администрации на постоянной основе действует Совет по приоритетным проектам и Координационный совет в сфере малого и среднего предпринимательства. Создан проектный офис по работе с инвесторами и повышению инвестиционной привлекательности района. На сайте администрации района создан специализированный интернет-портал, который стал аккумулятором всей информации, необходимой для инвесторов и предпринимателей. В целях упрощения взаимодействия создан канал прямой связи с инвесторами. Проводится оценка регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов, призванных обеспечить развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в районе. Постоянно ведется работа по устранению избыточного муниципального регулирования и снижению административных барьеров. На сегодняшний день сроки оказания всех муниципальных услуг минимизированы с учетом требований действующего законодательства. Большая работа ведется администрацией по внедрению лучших практик муниципальных образований Российской Федерации по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса и привлечению инвесторов (разработаны Инвестиционный паспорт и Инвестиционная стратегия муниципального образования «Новомалыклинский район»).
Инвестиционное развитие района началось в 2005 году и сегодня мы имеем ряд примеров успешной реализации крупных инвестпроектов на территории района:
- строительство 2 и 3 очереди СКИК «Новомалыклинский» - выращивание свиней на мясо (предприятие производит 25% всей свинины в Ульяновской области);
- ООО «Агроконцепт-Волга» - проект в сфере растениеводства;
- ООО «ЭкоФермаРус» -сфера деятельности птицеводство, мощность предприятия 300 тонн мяса в год;
- ООО «Нива»;
- АО «РИТЭК» - проект строительства нефтяных скважин.
Среди реализованных проектов малого и среднего бизнеса наиболее интересные проекты ООО «Гофроупаковка», выпускающее упаковочную продукцию, первая в районе частная медицинская клиника ООО «Дента+», ИП Леденев К.С. по производству молодых рассольных и твердых сыров.
На начало 2021 года инвестиционный портфель муниципального образования включает 59 проектов (включая проекты СМП) с суммарным объемом почти 5,5 млрд. рублей.
Ограничения, связанные с коронавирусом, оказали серьёзное влияние на интенсивность инвестиционных вложений во всех сегментах экономики Новомалыклинского района. Тем не менее, объем инвестиций в экономику района по итогам 2020 года оценочно составил 360 млн. рублей. Так, в модернизацию и расширение действующих сельскохозяйственных предприятий вложено 330 млн. рублей (приобретение новой техники, строительство новых корпусов на ООО «ЭкоФермаРус»), порядка 20 млн. рублей вложено в развитие нефтедобывающей отрасли, 4 млн. рублей в отрасли образования освоено на реализацию Национального проекта «Образование».
Сегодня для нас важно, чтобы инвестиционные проекты реализовывались не только в районном центре и крупных селах, но и во всех сельских поселениях. Проектным офисом сформирован перечень инвестиционных площадок в каждом населенном пункте.
В 2021 году точкой роста экономики района останется ключевая отрасль - сельское хозяйство, а также в качестве приоритетного направления рассматривается развитие туристической отрасли в районе. Предприятие ООО «Восток» в 2021 году завершает строительство зернотока общей стоимостью работ 12 млн. рублей. В с.Станция Якушка планируется завершение проекта по сушке и хранению зерновых и масличных культур стоимостью 40 млн. рублей.
Готовятся к реализации проекты в сфере туризма: проект организации придорожного сервиса в селе Высокий Колок (строительство гостиницы на 10 номеров с парковкой для посетителей и большегрузов, а также кафе, с общим объемом инвестиций 15,0 млн. рублей), проект организации базы отдыха в селе Средняя Якушка (предполагаемый объем инвестиций - 18,0 млн.рублей).