Ремонтники арктической бригады ежедневно возвращают в строй десятки боевых машин.

В бою важны не только меткий глаз и большое количество патронов, но и надёжное средство передвижения. Без исправной военной техники – танков, бронетранспортёров и машин – современная армия не сможет не только наступать, но и обороняться. За то, чтобы «стальные кони» были всегда готовы к бою и не подвели в самый ответственный момент, отвечают люди редкой и важной военной специальности – механики-ремонтники. Один из таких профессионалов своего дела - заместитель командира ремонтной роты по военно-политической работе с позывным «Цепь». Его жизнь и служба неразрывно связаны с «лечением» механических организмов, помогающих нашим воинам доблестно исполнять свой воинский долг.

Смена увлечения

Замполита ремроты зовут Сергей. Родом он из Ульяновской области, в детстве серьёзно увлекался футболом, даже играл за московский «Спартак» на международных турнирах. Как это часто бывает в большом спорте, решающую роль сыграли не талант и трудолюбие, а деньги.

- Денег было не так много, а без них, к сожалению, дальше не пробьёшься даже в детском спорте, - констатирует несостоявшийся футболист.

После школы «Цепь» поступил в техникум, где получил профессию программиста, после чего решил получить высшее образование по той же специальности, но был призван в армию. Так получилось, что она в итоге стала его вторым домом.

Поначалу Сергей попал в учебный центр в Челябинске, где выучился на механика-водителя вездехода «Витязь», после чего его направили на Крайний Север, распределили в село Алакуртти в арктическую мотострелковую бригаду.

- В автопарке бригады я начал плотно работать с техникой. Там и научился всему тому, что мне потом пригодилось тут, на СВО, - говорит «Цепь».

Когда служба по призыву подошла к концу, вместо увольнения в запас Сергей решил подписать контракт. Причины на то были достаточно прозаические, простые и понятные, без пафоса и героизма.

- У меня была ипотека, так как я в 18 лет купил квартиру. Зарплата на контрактной службе хорошая, поэтому через несколько лет я полностью рассчитался с банком, - объясняет молодой человек.

Холодное село Алакуртти приняло Сергея тепло, как родного. Здесь на Севере он создал семью, так сказать, свил уютное гнёздышко - жить бы да не тужить, птенцов растить… Однако беззаботная мирная жизнь кончилась в феврале 2022 года, когда началась специальная военная операция. Как и все патриоты своей страны, «Цепь» мужественно принял вызов судьбы.

- С утра пришёл на построение, на котором нам и рассказали обо всей ситуации. Семья, конечно же, переживала за меня, но прекрасно понимала, что мой воинский долг за меня никто другой не исполнит, - говорит замполит.

Военно-ремонтные будни

Свой боевой путь на СВО «Цепь» начал на харьковском направлении старшим механиком-водителем. Осенью 2022 года его перевели на Херсонщину, где оказались востребованными не только его профессиональные, но и организаторские навыки, поэтому Сергей быстро вырос до замполита роты.

Его война - это не штурмы вражеских блиндажей и опорников, а ежедневный, кропотливый труд в суровых полевых условиях. Ведь техника изнашивается с невероятной скоростью. Главный её враг здесь - не столько вражеские артиллерийские снаряды и дроны, сколько мелкий, как цементная пыль, степной песок.

- Он очень быстро выводит двигатель из строя, забивая собой буквально всё - щели, фильтры. Попадает и в топливную систему, и в остальные механизмы техники, - сетует «Цепь».

В 2022 году ремонтники могли спокойно обслуживать машины недалеко от места, где она сломалась. Когда у врага появилось большое количество воздушных дронов, работать стало смертельно опасно. Увозя с поля боя подбитую машину, ты зачастую рискуешь и сам оказаться мишенью.

- Когда оттаскиваешь или ремонтируешь технику, иногда не думаешь, что по тебе может что-то прилететь. Наверное, просто надеешься, что группа прикрытия в случае чего разберётся с вражеской «птичкой», а сам полностью концентрируешься на своей работе, - говорит Сергей.

Наши ремонтные базы являются лакомыми целями для укронацистов, которые не жалеют на них дорогостоящие зарубежные ракеты. Эти боеприпасы, в отличие от коптеров, из дробовика не собьёшь.

- Тогда мы ещё стояли на правом берегу Днепра. Именно там я и познакомился с таким коварным оружием, как HIMARS, - говорит боец. - На самом деле, мне несказанно повезло, что в это время я находился за одним из «Уралов», который принял в свой корпус большую часть осколков. И всё равно, когда меня привезли в госпиталь и сняли футболку, то её можно было сравнить с дуршлагом.

Моторные «пациенты»

После госпиталя Сергей вернулся в строй и начал работу уже в островной зоне, где его главными «пациентами» стали моторные лодки - основные средства передвижения по Днепру.

- Восстанавливал, подготавливал к выходу на воду лодки, моторы, прицепы для них. Попутно обучал мотористов и навигаторов устранять те поломки, с которыми они могут столкнуться на маршрутах в дельте реки, - объясняет «Цепь»

Работа на воде - одна из самых опасных на этом направлении. Моторки, перевозящие до пяти человек с полной выкладкой, должны были развивать не менее 50 км/ч, чтобы уходить от миномётного огня.

- Спустя время противник изучил все наши маршруты следования и пристрелял миномёты, - вспоминает боец об артиллерии противника. - Одно прямое попадание миномёта в лодку на ходу произошло прямо на моих глазах.

Не менее страшной угрозой были якорные мины, взрывающиеся у самого мотора.

- Если лодка задевает такую ловушку на большой скорости, то страдает при этом зачастую корма с мотором. Если судно движется медленно, то ЯРМ срабатывает чётко в середине, разрывая лодку пополам, - говорит «Цепь». - Сейчас их научились обезвреживать с помощью FPV-дронов, но никто не застрахован от такой неприятной встречи.

Быстрая учёба

Ежедневно Сергей вместе со своими товарищами возвращает в строй десятки единиц техники. Работы в роте ведутся не только по восстановлению, но и по модернизации боевых машин.

- Навариваем защиту от дронов - так называемые мангалы. Таким способом мы спасаем экипажи от кумулятивных снарядов врага, - просвещает меня замполит. - В ход идут листы металла, сетка рабица или даже обычные брёвна. Но на сегодняшний день вместе с военной техникой с завода приходят и готовые комплекты с такой «бронёй».

На войне всему учатся быстро. Вот и товарищи Сергея схватывают науку боевого ремонта буквально на лету. Никого принуждать и вбивать необходимые знания кувалдой не приходится.

- Парни тут уже всему научились, - констатирует «Цепь», - бойцы, которые раньше ничего сложнее велосипеда не ремонтировали, сейчас двигатели спокойно перебирают.

На вопрос о будущем наш герой отвечает уверенно, без сомнений и колебаний.

- Пока СВО идёт, я нужен здесь. А там дальше поглядим, но думаю, что останусь в войсках, ведь с военной техникой получается ладить лучше всего, - улыбаясь, говорит боец.

Илья СУХАНОВ

Фото автора

Читайте также в рубрике "Губерния":

Правительство Ульяновской области

ulgov

Мы ВКонтакте
Администрация Новомалыклинского района

adm nm

Наш телеграм-канал

facebook2

max

22 6

27 7

PDF-версия газеты «Звезда»

pdf ver

10 2

Наша группа ОК
Прогноз погоды
Календарь праздников
Праздники России