ужба 1В этом году отмечаются три вековые даты: 100-летие ВЛКСМ, системы МВД и Великой Октябрьской революции. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с человеком, который 21 год трудился в системе МВД, прошел службу от старшины до майора. Уже 14 лет на заслуженном отдыхе. Итак,  знакомьтесь, Василий Викторович Терентьев

 - Я окончил второй курс Рязановского совхоз-техникума, демобилизовался из армии, а тут проходил набор молодых сотрудников в милицию, мне работу милиционера предложили в военкомате, - вспоминает Василий Викторович, - со мной соответствующую беседу провели  замполит РОВД Юрий Михайлович Евдокимов, Татьяна Николаевна Ишмаева – она тогда работала начальником паспортного стола. Я согласился. Родители не одобрили мой выбор, они хотели, чтоб я пошел в агрономы, тогда ведь специалистам сразу давали квартиру. И председатель колхоза беседовал со мной, но что-то потянуло после армии в милицию - осталась привычка к порядку, к дисциплине, строгости.
Он пришел в РОВД милиционером, звание осталось армейское -  старшина.
А потом комиссия, приказ, и служба - за 21 год дошел до майора: потолок его службы.
- Матерые, в хорошем смысле этого слова, опытные сотрудники по всем вопросам помогали молодым  в любое время – в ночь-полночь, - говорит с благодарностью мой собеседник, - это Иван Леонтьевич Еркаев, Николай Васильевич Одаев, Николай Васильевич Карпунин – мой наставник в уголовном розыске, Иван Иванович Федосеев – I заместитель начальника РОВД и многие  другие.
От них Василий Терентьев многое перенял. Был интерес к работе. Конвой в суде, он внимательно слушал и впитывал все полезное - как идет расследование от звонка в РОВД о происшествии до суда – весь процесс. В жизни потом все это пригодилось.
Он окончил техникум. Работал в  уголовном розыске, служба – дни и ночи. Жена трудилась поваром, потом продавцом. В семье маленькие дети, но решение общее приняли – отцу  учиться дальше. Василий Викторович поступил в Саратовский филиал академии МВД, потом ее переименовали в институт МВД РФ.  Для их семьи постоянные звонки,  ночные выезды было нормальным, обычным явлением. Домашние поддерживали его во всем, обеспечивая крепкий тыл.
Из 8 лет четыре года он исполнял две должности – начальник криминальной милиции и начальник РОВД. В его жизни были эпизоды  раскрытия сложных, тяжких преступлений и редких ярких праздников -  Новый Год,  День милиции, которые  отмечали семьями – это сплачивало коллектив и другие правоохранительные органы – суд, прокуратуру,  ведь задача у них была общая – защита граждан, жизни, здоровья и собственности физических и юридических лиц.
Над их дружбой, прошедшей огни, воды и медные трубы, не властно время. Со многими бывшими сотрудниками он до сих пор поддерживает отношения: с Александром  Капраловым, Михаилом Балыкиным – он всю деятельность посвятил службе участкового инспектора. Часто встречается с Ильдаром Рахматуллиным, Олегом Цветковым, Ришатом Курманаевым, Виктором Еремеевым, созванивается с Камилем Айбедулловым – в прошлом участковым села Новочеремшанск и другими. Они делятся радостью, поддерживают и помогают друг другу в сложных жизненных обстоятельствах, по-прежнему подставляя надежное крепкое плечо.
- О Камиле Айбедуллове отдельно можно долго рассказывать, - вспоминает Василий Викторович, - он после школы милиции был направлен в Новочеремшанск – один из самых криминальных в то время поселков. Женился,  двух сыновей воспитали с женой. Столько испытаний, как он, выдержать дано не каждому. Во-первых,  населенный пункт большой, а во-вторых – отсутствие  транспорта. Камиль жил у тещи на Новостройке, в другие районы поселка  летом добирался на велосипеде и пешком в другие времена года. Он проработал в этой должности 17-18 лет, при этом оставался всегда позитивным и жизнерадостным. Знаете, по штату там положено два участковых – несколько раз назначали сотрудников, но они долго не выдерживали – уходили. А он стойкий и мужественный, шел до победного  конца. Сейчас Камиль работает в охране.
- А еще у нас в РОВД единственная за всю историю работала участковым женщина – Галина Михайловна Раимова, - с восхищением говорит Василий Терентьев, - она без транспорта обслуживала в  то время  отделенные села Старая Тюгальбуга и Вороний Куст.  Жестко ставила на место «кухонных боксеров», как мы называли семейных дебоширов, прекрасно владела всей необходимой информацией на своем участке. 
Каждый период службы был сложным по-своему, по-своему памятным. Но 90-ые годы забыть сотрудникам милиции никому и никак нельзя. Это просто был беспредел.
- Словно вся страна в каком-то колпаке оказалась, - медленно проговорил Василий Викторович, - чувствовали, что мы можем сделать, а что-то возникало на пути, какое-то  непреодолимое препятствие. Бензина не было, транспорта не было, задержка заработной платы, а штат тогда был 60 человек. На свои деньги заправляли автомашины и старались по своей работе обслужить в первую очередь частника, простого жителя.
Хитрость преступников не знает границ. Как говорили опера, преступник 24 часа в сутки думает над тем, как совершить преступление, а оперативник 8 рабочих часов как его раскрыть, плюс свежие преступления. Сотрудник милиции должен быть на голову выше преступника,  владеть всеми его знаниями и навыками, чтоб нейтрализовать зло. Ведь в природе против каждого яда есть противоядие, но найти его порою очень сложно. Сотрудники милиции его находили и не дали разгулу преступности.
- В те времена были грабежи,  убийства, разбои, угоны транспортных средств, мошенничество, преступления экономической направленности, с которыми боролся ОБЭП. Сейчас другие времена, больше компьютеризации, необходимы другие навыки, - считает мой собеседник.
В 1980-х годах  были добровольные народные дружины, общественные пункты охраны правопорядка. Проводили рейды в зимнее время по котельным, по подвалам многоквартирных домов.
- Общественность может многое, если ее заинтересовать, – уверен ветеран МВД, - женсовет, комиссии по работе с ранее судимыми лицами вели большую работу, и их результаты облегчали нам  службу. 
О наркотиках и сейчас с тревогой вспоминает Василий Викторович. 
- Где-то в 1988-89 годах в нашем районе перестали выращивать мак. С середины 80-х начался наплыв в район наркоманов, до этого мы справлялись своими силами. Ведь демократию многие поняли не так,  как она должна быть, а как вседозволенность. Знаете, наркоманы из города пришли в село. Мы задерживали людей из Прибалтики, Одессы, а Самара и Сызрань, считай,  жили в наших полях.  Это дало высокий процент преступности. Тогда вся область направляла к нам сотрудников, которые работали вахтовым методом. Установить вышки по краям  поля придумал Федор Алексеевич Иванушкин, председатель колхоза «Восток». Он выдал лошадей – они мобильнее машин. Связь поддерживали по рации. Все в совокупности  дало  большую оперативность. С вышки сразу было видно – в таком то квадрате человек собирает мак или сырец-опий. Скакали мы, как казаки, - улыбается Василий Викторович.
 Сотрудники милиции героически выстояли этот сложный  период. Грянули перемены в конце 90-х годов… Стало легче.
- Если бы не сотрудником  РОВД, кем бы Вы стали, - спросила я.
- Трудно представить. Как вариант, работал бы в НИИАРе по своей военно- учетной специальности, мне  это предлагали в военкомате. Или ушел бы в сельское хозяйство, - прозвучал ответ,  - у всех все по-разному складывалось. Прошлое не вернуть. Признаемся честно - мы во многом не только время потеряли, потеряли людей. Сознание у них сейчас другое. Приятно, что многие люди благодарят нас за то, что просто когда-то мы их вовремя поддержали, помогли, о чем-то промолчали, остановили вовремя. Мы работали не в пустую: трудились качественно, основательно, на совесть, насколько  это можно было в то время, в тех условиях.

Зинаида ЛЕОНТЬЕВА

Читайте также в рубрике "Общество":